ENG
         
hpsy.ru/

../../Возможности песочной терапии в экзистенциальном консультировании

Песочная терапия или более распространённое английское название -sandplay (буквально, в переводе с англ. - песочная игра) становится всё более востребованной и терапевтами и клиентами. В основе песочной терапии в её ортодоксальном виде находятся идеи юнгианской аналитической психологии. В ходе сессий клиент- ребенок или взрослый создаёт свой собственный мир из песка и миниатюрных фигурок, представленных в коллекции песочного терапевта. Внешне процесс может напомнить искушённому профессионалу в области психодиагностики - «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, используемый и по сей день в некоторых скандинавских странах, например - Швеции, как диагностический инструмент в детской психиатрии. Позже появилась модификация методики, названная автором Маргарет Ловенфельд - «Техника Мира». А далее - соединение песка, миниатюрных предметов, выражающих всё архетипическое многообразие мира и юнгианской парадигмы в психотерапии, позволило Доре М. Калфф разработать новый терапевтический метод - игры в песок.

К сегодняшнему дню - песочная терапия является признанным психотерапевтическим методом, позволяющим детям и взрослым выражать трудно осознаваемые чувства, совладать с травматическими переживаниями, прояснять насущные жизненные проблемы. К несомненным достоинствам метода можно отнести: индирективность терапевтической позиции, мягкое терапевтическое воздействие на психику пациента, широкий спектр показаний для применения. Исследователи отмечают, что песочная терапия оказывает существенное влияние на протекание процесса психологической коррекции у клиентов с алекситимическими нарушениями, с аутистическими сложностями характера, с синдромом ПТСР [10, 13 ].

Есть у метода и некоторые ограничения. Так, для проведения сессий песочной терапии необходимо специальное оборудование: два подноса определённых размеров для сухого и влажного песка. Внутренние стенки и дно должны быть выкрашены в голубой цвет, напоминающий стихию воздуха и воды. Два стола для подносов с песком. Полки для хранения коллекции миниатюр, из которых создаётся «мир» пациента при создании песочной композиции. Коллекция миниатюрных фигур - игрушек, дающих клиенту стимул создания собственного «мира». Количество игрушек от 250 и более 1000. В коллекции, отражающей предпочтения и жизненный мир самого терапевта, должны быть фигурки людей разных возрастов, этносов, исторических эпох, профессий; мужские и женские, реалистичные и сказочные, весёлые и грустные. Также находят своё место на полках фигурки животных, растений, зданий различной архитектуры и назначений, символы стран и городов, оружие и автомобили, предметы бытового обихода и музыкальные инструменты, природные материалы: камни, ветки, ракушки. Для перечисления необходимо вспомнить всё, что составляет вещественную безграничность мира в символическом выражении. И здесь речь идёт скорее не о вещах и предметах как таковых, а о миниатюрных воплощениях идей вещей и предметов.

Иногда песочная терапия не рекомендуется. Например, для клиентов с выраженными агрессивными и психотическими реакциями, клиентов скептически относящихся к возможностям метода для прояснения их способов быть.

В ходе длительной экзистенциальной терапии - истории в песке могут становиться дополнительным и очень живым способом понимания собственных переживаний клиента. Пониманию предшествует чистое описание. А оно, в свою очередь, строится на принципах феноменологического подхода, разработанных учителем М.Хайдеггера - Э. Гуссерлем [6]. Это означает на практике, что явления описываются такими, какими они осознаются; признаётся субъективность и множественность перспективы переживаний (т.е. при рассказе человеком о себе и своей жизни - терапевт слушает, спрашивает и никак не оценивает, не осуждает и не одобряет). Терапевт выступает в позиции включённого созерцателя, который отходит от общепринятых знаний. При этом содержание для описания берется из повседневной жизни; в центре внимания - человек во всей его целостности и неповторимости. И в ходе песочной терапии феноменологическая установка становится весьма уместной.

Эмми Ван Дорцен в книге «Повседневные тайны» пишет: «Мы артикулируем своё бытие в высказывании, которое может быть выражено в самой разной форме (знаки, жесты, образы, символы). Оставаться в молчании может быть самой сильной формой высказывания и эта форма высказывания особенно предпочтительна для Хайдеггера» (перевод И. Глуховой) [16: 42]. Уместно заметить, что большая часть песочной сессии проходит в молчании и со-присутствии терапевта и клиента.

Теперь несколько слов о понятии «экзистенция», являющимся родовым для слова экзистенциальное (консультирование). О.фон Больнов в «Философии экзистенциализма» пишет: «Эссенция, как известно, выражает то, что есть нечто … Итак, эссенция essentia обозначает так - бытие So-sein… или коротко - сущность вещи…Экзистенция existentia, напротив, ориентируется на то, что нечто есть…экзистенция обозначает вот-бытие Da- sein…..реальность данного сущего….на языке экзистенциальной философии существование всегда и неизбежно обозначает человеческое существование…» [4:45]. Я это понимаю следующим образом. Есть два подхода к человеку, к его жизни: эссенциальный и экзистенциальный. Эссенциальный подход предполагает, что человеку даются всевозможные характеристики, оценки, предъявляются требования. Эссенциальный подход или опыт, как бы отвечает на вопрос: что или кто есть данный человек. Экзистенциальный подход, по меткому выражению М.Хайдеггера, требует не рассчитываться, а считаться с человеком. В параграфе 26 «Бытия и времени», названном «Соприсутствие других и повседневное событие» М. Хайдеггер пишет о том, как «…другие трактуются ближайшим образом уже лишь как «номера». Такой счет открывается уже только через определенное со-и друг-к-другу-бытие. Это «беззастенчивое» событие «рассчитывается» с другими без того чтобы по-честному «считаться с ними» или даже просто хотеть с ними «иметь дело» [12:150]. Для экзистенциального терапевта это звучит как призыв - считаться с фактом единичного, реального существования другого. Относиться к человеку так, как будто стоишь перед чем-то большим, чем просто человек, уважая непостижимую тайну его бытия и при-бытия в этот мир.

Есть смысл пояснить написание некоторых привычных слов в экзистенциальной традиции через дефис. Хотя мне не доводилось встречать такого понимания, но логика феноменологического метода и герменевтической онтологии делает очевидным необходимость иного обращения со словом, чем в традиционных, эмпирически - позитивистски ориентированных научных текстах. В экзистенциальной философии и герменевтических основаниях экзистенциального дискурса в консультировании и психотерапии особое внимание уделяется речи и языку человека. Согласно М. Хайдеггеру: «Язык - дом Da-sein». И в сложносоставных словах, словах с приставками - корень слова может нести некий потаённый смысл. С помощью метода феноменологической редукции по Э. Гуссерлю осуществляется ноэзис, где ноэмами могут являться слова. Слова, в таком случае, могут быть написаны через дефис. Все понятия, которые могут быть подвергнуты редукции, и через которые, на мой взгляд, может быть обнаружен более глубокий, нежели при обыденном словоупотреблении смысл, будут выделены в тексте жирным курсивом. В современной русскоязычной психотерапии среди прочих своей выраженной экзистенциальной направленностью выделяется метод интенсивной терапевтической жизни - ИТЖ, созданный доктором А.Е.Алексейчиком. Психотерапевтическая речь является одной из основных сущностей ИТЖ. Вот как пишет об этом сам А.Е.Алексейчик: «Значительные слова звучат.В них хочется вслушиваться и самому говорящему и слушающим. Скорее внимать, чем понимать…В наше время в жизни преобладают слова о бесконечном количестве фактов, отдельных фактов. И в этой бесконечности теряются слова образующие, объединяющие, дающие образ, ведение,с-ведения, показывающие, указывающие путик цельности, смыслу, родству, сыновству, отцовству…К Бытию самим собой, но не только…» (здесь курсив А.Е.Алексейчика - Н.О.) [1:124].

Существуют и определенные установки консультанта, позволяющие рассматривать опыт клиента экзистенциально. Одной из важнейших установок является готовность консультанта к переживанию Я - Ты отношений (по М.Буберу) [5]. И в ходе сессий с использованием ресурса песочной терапии естественным образом создаются условия для диалога между терапевтом и клиентом. Хотя большая часть сессии проходит в тишине, включённое присутствие терапевта позволяет клиенту переживать опыт экзистенциальной коммуникации. В предлагаемой ниже таблице, иллюстрирующей исследования феноменологии Я - Ты отношений в ходе консультирования, обобщён опыт автора в качестве практикующего экзистенциального терапевта. О других установках экзистенциального терапевта, о сопоставлении экзистенциального и эссенциального подходов в консультировании можно прочитать ранее опубликованной статье [8].

Не следует думать, что опора на экзистенциальный опыт исключает саму возможность доверия терапевта к ресурсной силе и опыта эссенциального, сущностного. Следует заметить, что в описании опыта, представленного в той или иной форме, например в таблице, как данном случае, мы имеем дело лишь с некоей «усредненной повседневностью присутствия» (М.Хайдеггер).

Таблица 1. Феноменология «Я - Ты отношений» в ходе экзистенциального консультирования.

Категории опыта

Пере-живания клиента

Пере-живания консультанта

Принятие

1) Никто не оценивает (принятие по К. Роджерсу);

1) Позволение быть тому, что есть (очень напоминает понятие Gelassenheit - по М. Боссу);

Границы

2) Безопасность сеттинга (уважение границ); чувство доверия к консультанту;

2) Чувство ответственности за способ строить отношения с клиентом, уважая его границы.

Со-пере-живание

3) Твои чувства понимают и разделяют (эмпатия по К. Роджерсу);

3) Приверженность правде отношений в утверждении бытия другого (перефразируя известный афоризм: «Платон - мне друг и истины дороже…»);

Аутентичность

4) Человек, находящийся рядом - искренен и открыт (аутентичность и конгруэнтность);

4) Переживания резонанса с клиентом (в том числе и телесного);

Каузальность или интенциональность, вектор темпорального движения в ходе консультирования

5) Фокус на возможностях в большей степени, нежели на причинах;

5) Интенциональность (важнее не причины, а намерения);
предпочтение вопросу: «Зачем?», а не «Почему?»

Некий результат или появление убежденности

6) Укрепление веры в себя, появление решимости быть, а не казаться

6) Вера в возможности клиента, понимание того, что перед тобой больше, чем просто человек. Путь, ведущий дальше цели…

Влияние

7) Переживание взаимного влияния на мысли и чувства друг друга.

7) Переживание процесса экзистенциального консультирования как особого вида духовной практики.

Помимо установки на «Я-Ты» отношения, не-обходимыми являются принципы понимающей психологии В.Дильтея, развитые К.Ясперсом и феноменологическая установка, разработанная Э.Гуссерлем, о которой было упомянуто выше. Вслед за В. Дильтеем, К. Ясперс противопоставляет понимание и объяснение. Объяснение - это своеобразные эссенциальные манипуляции с объектами, одним из которых выступает человек. Понимание - возможно по К. Ясперсу лишь на основе экзистенциальной коммуникации, в ходе которой отбрасываются любые предубеждения, теории, концепции, в рамках которых до сих пор объяснялся человек. По этому поводу в своей фундаментальной работе «Общая психопатология» Карл Ясперс замечает: «…экзистенциальная коммуникация представляет собой взаимное высветление, которое в существе своем относится каждый раз к данному и только к данному случаю, то есть не предполагает приложения знаний общего характера к индивидуальной ситуации. Настоящая экзистенциальная коммуникация ни в коем случае не может служить терапевтическим средством, пригодным для использования в плановом, преднамеренном порядке» [15:955]. Следует отдать должное Ясперсу, он вёл речь о понимании людей, имеющих психиатрический диагноз, и с которыми большинство психиатров избегало вступать в человеческие отношения. Замечу лишь, что в практике терапевтического консультирования профессионал встречается с людьми, которые принято называть в эссенциальном ключе - «дееспособными» и «адекватными». К сожалению, для современной устоявшейся терапевтической позиции предложения К. Ясперса заменить существующую практику объяснения из теории болезней на феноменологическое описание, каузальный принцип на понимание, категорическую ясность диагностической классификации на условную, с оговорками - классификацию - часто звучит как утопия. Наконец, Ясперс призывает понимать человека не как объект, а как свободу, как всегда нечто большее, чем совокупность патопсихологических симптомов и синдромов. Идеи немецкого философа и психиатра перекликаются с мыслями русского мыслителя Н. Бердяева о размежевании экзистенциального подхода с объективацией: «Экзистенциализм можно по-разному определять, но самым важным представляется мне определение, что это есть философия, которая не хочет объективирующего познания» [2: 9].

Взамен фундаментализма объективирующего познания, безмерного эмпиризма претендующего на роль единственного источника научной истины, в гуманитарно-антропологическом поле ХХ века появляется целый ряд подходов, стремящихся к полифонии, к демистификации научного текста, к пониманию человека как смыслообразующего субъекта. Объединяет эти подходы метатеория и методология социальных наук - конструкционизм, признанными представителями которого являются - К.Джерджен, Р. Харе, Дж. Шоттер [6, 11]. В этом же ряду находятся дискурсивная психология Дж. Поттера и М. Уэзерелла и некоторые нарративные концепции. Объединяет эти направления опора на качественную исследовательскую установку. В основе качественных методов лежат идеи субъективистской эпистемологии, контекстуально верифицируемой истины, множества способов концептуализации явлений. Сложные феномены, которые не поддаются измерениям и экспериментальным исследованиям, таковыми, например, являются переживания человека, могут быть качественно описаны, проанализированы и интерпретированы.

В современном гуманитарном научном знании качественные исследования занимают свою нишу, открывая путь к пониманию структуры переживания человека. К методам качественных исследований относятся: биографический метод, феноменологическое исследование, метод анализа индивидуального случая (кейс-стади - от англ. case stady или кейс - нарратив), этнографическое наблюдение, метод дискурс-анализа, метод «обоснованной теории» [11].Таким образом, методы феноменологического исследования, являющиеся альтернативой позитивистским устремлениям количественных подходов, являются адекватным способом получения данных в духе социального конструкционизма.

Для иллюстрации возможностей песочной терапии в экзистенциальном консультировании воспользуюсь методом анализа индивидуального случая или методом кейс - нарратива. В экзистенциально - терапевтическом дискурсе описательное повествование об отдельном случае имеет давнюю традицию. Достаточно вспомнить «Случай Эллен Вест» Людвига фон Бинсвангера [3], или психотерапевтические истории Ирвина Ялома [14], или индивидуальные случаи, описанные представителем британского экзистенциального анализа - Эмми Ван Дорцен [7]. Научно легитимным становится для описания кейса использование жанра беллетристического письма, повседневного дискурса, метафор, введение в текст дословных высказываний клиента, описание субъективных переживаний самого исследователя [11].

В основе авторской убеждённости экзистенциального ресурса песочной терапии находится задокументированный опыт проведения 94 песочных сессий с 17 клиентами разного возраста и пола. Для данной статьи приводится описание встреч с одним человеком. Формат статьи делает невозможным представить полное и подробное феноменологическое описание всей работы с клиентом. Поэтому представлю краткое резюме одного из случаев в собственной практики экзистенциальной и песочной терапии. Цель: детальное описание случая в контексте экзистенциального консультирования. Фокус - на артикуляции бытия клиента через содержание песочных историй, сновидений, высказываний. Процедуры: включённое наблюдение, анализ результатов деятельности, анализ документации - стенограмм сессий и фотоматериалов. Верификация основывалась на следующих альтернативных методах валидизации: триангуляции источников получения данных; процедуре внешнего аудита и оценке результатов самой испытуемой. Случай назову: «Алина или одиночество Голубого Льва» (имя и некоторые данные изменены с целью сохранения конфиденциальности, согласие клиента на описание и публикацию кейса было получено).

Описание случая хочу предварить словами О. фон Больнова: «…вовлечённость в экзистенциальную коммуникацию всегда сопряжена с риском оказаться непризнанным и непонятым, использованным в чьих-то целях и высмеянным, и может снова привести к тому, что в окончательном отказе от неё придётся вновь возвратиться к самому себе. И всё же вызов этого риска должен быть принят, поскольку одно лишь само по себе иное, безусловно, не вызывает экзистенциального соприкосновения, и тот, кто не готов войти в последнее, кто стремится подстраховать себя в благоразумной выжидательности никогда не достигнет глубокой экзистенциальной коммуникации» [4: 77]. В полной мере сказанное относится к признанию решимости Алины открыто делиться своими переживаниями с потенциальным читателем и к сомнениям автора в выборе материала.

Работа с Алиной длилась 9 месяцев, встречи происходили раз в 2-3 недели, всего было 17 сессий, из них - 8 - работа с песком. Но я расскажу здесь лишь о восьми сессиях и четырёх песочных историях Алины. Алине на момент обращения - 19 лет, она студентка среднего специального учебного заведения, в семье её родителей ещё две дочери и один сын. Алина - средняя из сестёр. Здесь - небольшое отступление. В психотерапевтической новелле И. Ялома «Лечение от любви» говорится от лица автора и экзистенциального терапевта: «Я всегда очень внимательно слушаю первые слова пациента. Часто они каким-то загадочным образом предсказывают то, как сложатся мои отношения с пациентом» [14: 23]. Не раз убеждалась в точности этого наблюдения. Первыми словами было следующее заявление Алины: «Думаю, цель моего прихода к Вам - желание самопознания и самоанализа. И ещё есть боязнь чего-то не успеть, страх, что что-то упускаю и что-то не доделываю». Прямая речь Алины выделена в тексте курсивом.

Во время первой сессии Алина говорила о своём стремлении всё успеть, о неумении отличать важное от мелочей, о страхе остаться в одиночестве, отказавшись от общения даже с малоинтересными людьми. Высокая, порывистая в движениях, улыбчивая, она быстро реагировала на мои вопросы. Призналась, смеясь в том, что «даже озлобилась», когда я заметила, что, похоже, для неё неважно, какие люди заполняют её время, лишь бы кто-то был рядом. Согласилась и рассказала о своей знакомой, которая вот уже три года примерно раз в месяц приходит к ней домой без приглашения и три часа сидит у неё, говоря ни о чём. За год получается около 36 часов. Алина в ответ на мои слова о том, что она сама каким-то образом позволяет другому человеку забирать её время, приняла решение - прервать эти отношения. А свободные три часа в месяц посвятить изучению жизни любимого художника Огюста Ренуара.

На вторую сессию Алина пришла с сообщением о том, что та её знакомая непонятным образом исчезла из её жизни, ни звонков, ни визитов. Также она сообщила о том, что не нашла ответа на вопрос: «Зачем она позволяет другим людям нарушать границы её времени?» А ещё Алина рассказала несколько ярких эпизодов из своих недавних сновидений. В этих снах ей приходилось выбирать «ненужные книги с абсурдными названиями,- например - «Какие нитки нужны для шитья», кормить собаку в подвале из большой миски, наполненной молоком, чтобы «собака наелась и стала безопасной», и ещё был сон, который хочется привести почти целиком.

«Я на земле - как на горе, очень высоко над городом, - и там очень много людей. Понимаю, что я сама поднялась сюда и надо спуститься обратно в город. От этой точки два разных спуска. Первый спуск - как горка в аквариуме без воды. Он - безопасный, но очень медленный. А второй спуск - как верёвка, за которую нужно держаться. Он - быстрый, но опасный. И я долго выбираю, в конце концов - выбираю безопасный и иду медленно в очереди из людей мелкими шажками, впереди люди и сзади…»

В экзистенциальном подходе сновидения воспринимаются как «экзистенциальные послания» (Ф. Перлз) или как «очная ставка со своей судьбой» (Л. фон Бинсвангер). Традиционные для психоаналитической парадигмы - попытки интерпретации содержания сновидений или отдельных образов сна - не применяются. Для Алины все сны, кроме сна про гору - были связаны с терапией, которая переживалась ею как испытание, выдержать которое она сможет с помощью «интеллекта и аналитических способностей». Но позже, в песочных историях Алины именно сон о её выборе пути к людям и с людьми стал звучать как сообщение её бытия. Меня затронуло то, что если в первых своих словах, на первой сессии - Алина открыла для понимания и встречи свой способ быть в жизни стремящейся всё успеть и всё доделать, то послание её сновидения давало ей ресурс неспешности и замедления.

Есть для меня в экзистенциальном консультировании некая тайна взаимного влияния клиента и терапевта через речь. Читая О. Розенштока - Хюсси - «Человеческий тип как форма чеканки, или повседневные истоки языка» встретила такие слова: «Язык человека направлен на то, чего не домогаются обезьяны или соловьи: он стремится к превращению слушающего в такое существо, которое не было до того, как к нему обратились» [9: 93]. Так и встречи и общение с Алиной, её слова и мои слова создавали в нас и между нами то новое, чего не было раньше.

Третья сессия - первый песок. История под названием «Прекрасный Город». В Городе, в недосягаемой его части жил Белый Маг - мудрец, который мог с помощью волшебных часов управлять временем. И была пустыня, «огромная и бескрайняя пустыня», отделявшая Город от остального мира. И помимо всего прочего, была ещё и обезьяна «дружелюбная, не дикая и очень одинокая…». На мой вопрос - есть ли что-то в этой истории про саму Алину и её жизнь - были размышления о пустыне, как об огромных возможностях. Но самые яркие переживания были связаны с образом одинокой обезьяны. Обезьяне, по словам Алины, «надоело жить в Городе, она думает, не покинуть ли его и не отправиться вместе со слонами через пустыню дальше, так как здесь никто не уделяет ей внимания, каждый занят своим делом». Тема одиночества звучит лейтмотивом этой первой песочной истории, Алина уходит необычно молчаливая.

Четвертая сессия и второй песок. История - «Логическая задача». Теперь пустыня из периферии переживаний Алины - становится центральной частью интенций её сознания. В центре Пустыни - «Лев какой-то сказочный, голубой лев, и рядом с ним объект логической задачи, которую нужно решить. Задача больше, чем он сам. Он не может её решить». Рядом с миниатюрой голубого льва Полина ставит кубик Рубика, в несколько раз превышающий размерами фигурку льва. В пустыне есть ещё персонажи: женщина, Кошка, черепахи, фигура человека, олицетворяющего Разум. Но всё внимание Алины приковано к центральной части песочницы, к Голубому Льву. «Все чувствуют себя на своём месте, кроме Голубого Льва. И он думает, может быть ему будет лучше где-нибудь в другом месте. Например, в Голубой сказочной стране, где все такие же, как он. Но он сомневается, существует ли такая страна, или он сам её придумал. А может быть, он не от рождения такой голубой лев, а как-то покрасил себя, чтобы отличаться от других?…Может быть, ему просто стоит смыть с себя эту голубую краску и стать обычным львом и быть как все здесь. И тогда, возможно он станет счастливее. Но он перестанет быть особенным, и его всегда будет мучить вопрос: «Есть ли на самом деле Страна Голубых Львов, от которой он, возможно, отказался?» Лев стоит посреди Пустыни и думает, что всё, что есть вокруг, он просто придумал, чтобы заполнить свою жизнь…» Сомнения и рефлексия Алины направлены в сторону своих собственных способов совладать со щемящим чувством одиночества и непохожести на других человеческих существ. Здесь и попытки сказать «нет» своей самобытности и мысли о бегстве в волшебное пространство абсолютного единения. А может - мечты о Встрече и Со-бытии с Другим? И прозрение о том, что пустоту и бессмысленность жизни мы сами наполняем смыслом и светом, если говорим жизни «да».

Пятая сессия и третий песок. История - «Лес» про Ребёнка, живущего в лесу. О нём заботятся все обитатели Леса, которые за исключением - Совы - наблюдателя и «безобидного лесного Чудовища» являются людьми или эльфами. «В Лесу всё было всегда хорошо, и все жили по давно установленным порядкам. И все жители ждали, когда вырастет Ребёнок. Но Ребёнок никак не становился взрослым…» Алина «слышит» зов своей жизни из истории в песке: «Я жду от Тебя изменений. Стань взрослой!» Хотя основное чувство, которое она переживает последнее время, обозначает, как «детское бессилие». И ей комфортно пребывать с этим чувством, путая лень с усталостью, откладывая «теперь» на «потом».

Шестая сессия. Алина говорит о «чувствовании себя как Голубого Льва, чувствую себя частью чего-то, где я не живу…» Говорит об одиночестве в своей большой семье, где 5 человек вместе и отдельно от неё. Тема одиночества и непонимания занимает всё больше пространства в бытии Алины. Предлагаю ей дома выполнить практику из моего метода «Семейный альбом» - «Благодарность предкам» [8]. На слова М.Пришвина, которые я вспоминаю - «Ребёнок - правда любви…», плачет и говорит: «…правда нелюбви…».

Мне трудно от понимания своих ограничений в жизни и терапии. Встреча с другим человеческим существом, переживающим рядом со мной свою отделённость и непонятость, открывает мне и моё собственное одиночество и невыразимость.

Седьмая сессия. Попытка влажного песка. Алина в течение 10 минут строит песочницу. Пейзаж - река с крутыми берегами, мостик соединяет их. Больше ничего. Остановилась. Спросила, можно ли поговорить, вместо песка. Тема: ссора с близкой подругой. Увидела мостик в песке, поняла, что жизнь зовёт к со-гласию, к при-мирению. Разговор был о дружбе, о предательстве и разочаровании, о прощении и о любви. Ушла с решимостью понять-простить… А я задумалась о своих разочарованиях в людях, целях, мечтах и местах…Где взять силы прощать?

Восьмая сессия. Четвёртый песок. С начала терапии прошло два месяца. Алина говорит об изменениях в её жизни, о том, что наконец-то решилась и стала зарабатывать деньги своим творчеством, о смене круга знакомых… История в песке «Сказочный сад». «…Тут есть маленький питомник для животных. Но тут живут только волшебные сказочные животные. Например, голубые львы, розовые слоны, розовый бегемот. Обедают все жители за общим столом. Живут дружно и счастливо…» Потом Алина хотела найти в своей истории хоть одного плохого персонажа. Не нашла. Прокомментировала это следующим образом: «Как будто опустилось на землю. У меня так часто бывает, как вторжение в купол, в моё пространство. Сейчас я сделала это сама. И это не болезненно как обычно…Чувствую наполненность чем-то очень хорошим…» Голубой Лев Алины встретился с другими живыми существами. У них похожая сказка, которая позволяет переживать реальную жизнь менее болезненно и более самостоятельно. Само-стоятельность, не значит Одиночество. У самой Алины ярче стали проявляться темы Времени, Делания, Выбора. История продолжается…

К сожалению, формат статьи не позволяет поместить фотографии песочниц и полное описание случая. Но даже те небольшие фрагменты нашей совместной работы, которые описаны ниже, позволяют проникнуться экзистенциальным ресурсом песочной терапии.

Если обобщить, каким образом песочная терапия может быть применима в контексте экзистенциального консультирования и психотерапии, то можно прийти к следующим выводам.

  1. В песочной терапии происходит артикуляция бытия клиента средствами песочных историй.
  2. Включённое безмолвное присутствие терапевта во время построения песочной истории создаёт пространство для встречи клиента с собственными способами говорить жизни «да» и «нет».
  3. Выраженные недирективность и безоценочность терапевтической позиции в ходе песочных сессий позволяют проявляться возможностям для экзистенциальной коммуникации.
  4. Содержание песочной истории выступает своеобразным нарративом о переживаниях клиентом его конфронтации с базовыми данностями существования.

Библиографический список

  1. Алексейчик, А. Е. Психотерапия жизнью. / Психотерапия жизнью: Интенсивная терапевтическая жизнь Александра Алексейчика [Текст] / А.Е. Алексейчик. - Составитель Римантас Кочюнас.- Вильнюс: Институт гуманистической и экзистенциальной психологии.,2008. - 416 с. - С. 11 - 206.
  2. Бердяев, Н. А. Истина и откровение [Текст] / Н. А. Бердяев. - СПб: Изд-во РХГИ, 1996.- 384 с.
  3. Бинсвангер, Л. Случай Эллен Вест. Антропологически- клиническое исследование [Текст] / Л. Бинсвангер. // Экзистенциальная психология. Экзистенция /Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 624 с. - С. 361-511.
  4. Больнов, О. Философия экзистенциализма [Текст] / О. Больнов. - СПб.: «Лань», 1999. - 224 с.
  5. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М. Бубер // Два образа веры. - М.: Изд-во АСТ, 1999.- 592 с. С. 24-121.
  6. Бусыгина, Н.П. Кризис классической эпистемологии и проблема оценки валидности психологического исследования [Текст] / Н. П. Бусыгина //Гуманитарные исследования в психотерапии./ Под общ.ред. Ф.Е. Василюка. - М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. - 262 с. - С. 11 - 28.
  7. Гуссерль, Э. Амстердамские доклады. [Текст] / Э. Гуссерль //«Логос» 1992, №3, с. 62-80.
  8. Дорцен, Э. ван Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия [Текст] / Э. ван Дорцен. - Ростов-на-Дону, Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. - 216 с.
  9. Орлинкова, Н.В. «Семейный альбом» или консультирование с помощью экзистенциального опыта переживания семьи [Текст] / Н. В. Орлинкова // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Том 3. Сост. Ю. Абакумова - Кочюнене. Изд-во Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Бирштонас-Вильнюс,2008. - 135 с. С.- 112-123.
  10. Розеншток - Хюсси, О. Человеческий тип как форма чеканки, или повседневные истоки языка [Текст] / О. Розеншток - Хюсси // Избранное: Язык рода человеческого. Пер. с нем. и англ. - М.,СПб: Университетская книга, 2000. 608 с. - (Книги света). С. 89 - 182.
  11. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2006.- 176 с.
  12. Улановский, А.М. Феноменологический подход как качественная исследовательская методология [Текст] / А. М. Улановский. - Дисс. канд. психол. наук. М., 2005.
  13. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. - пер. с нем. В.В.Бибихина. - Харьков; «Фолио», 2003.- 503 [9] с.
  14. Эль, Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия [Текст] / Г.Н. Эль. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.
  15. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы [Текст] / И. Ялом. - Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 288 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  16. Ясперс, К. Общая психопатология [Текст] / К. Ясперс. - Пер. с нем. - М., Практика, 1997. -1056 с.
  17. Deurzen-Smith, E. van. Everyday Mysteries: Existential Dimension in Psychotherapy [Текст] / E. van Deurzen-Smith. - London; Routledge, 1997. p.322

Орлинкова Н.В.,

Статья опубликована в спецвыпуске «Вестника ПГЛУ», посвящённом психологии, в 2008 г. Стр.97-102 УДК 159.9 ББК 88.492

См. также
  1. Орлинкова Н.В. Возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании
  2. Орлинкова Н.В. Применение феноменологической редукции Э. Гуссерля в экзистенциальном консультировании
  3. Орлинкова Н.В. Экзистенциальное консультирование и теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина
  4. Орлинкова Н.В. Экзистенциальное консультирование клиентов с зависимым поведением