ENG
         
hpsy.ru/

../../Психосинергетический аспект экзистенциально-гуманистичекой психологии Д. Бьюдженталя

Представители гуманистической психологии, разрабатывающие теорию самоактуализации, исходят из положений о том, что подлинные ценности Бы-тия существуют, и стремление к их достижению является необходимым факто-ром полноценного развития человека. Они говорят о необходимости решения проблемы воспитания и развития гармоничной личности, максимально реали-зующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста, в лю-бых объективных социальных обстоятельствах, с привлечением знаний, накоп-ленных всей цивилизацией, во всех видах и формах культуры. Они считают не-обходимым такое преобразование общества и его социальных институтов, ко-торое позволит каждому входящему в мир ребенку максимально развить и реа-лизовать свои задатки на пользу себе и обществу.

Президент ассоциации гуманистической психологии Д. Бьюдженталь в 60-х годах прошлого века сформулировал пять основных постулатов гуманистиче-ской психологии:

  • человек как целостное существо превосходит сумму своих со-ставляющих: изучение его частных проявлений не позволяет понять его в целостности;
  • человеческое бытие развертывается в контексте человеческих от-ношений: человек и его проявления не могут быть объяснены теорией, не принимающей в расчет межличностный опыт;
  • человек осознает себя и не может быть понят наукой, не учиты-вающей его непрерывного, многоуровневого самосознавания;
  • человек имеет выбор и не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он сам творит свой собственный опыт;
  • человек интенциален: он обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл (цит. по Вахромов Е.Е., 2001).

Первый постулат Д. Бьюдженталя о том, что «человек как целостное суще-ство превосходит сумму своих составляющих» характеризует, на наш взгляд, одно из свойств больших систем, а именно - неаддитивность, которая понима-ется следующим образом: эффективность деятельности системы варьи¬руется во времени и не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей, в нее вхо-дящих.

Второе суждение - «человеческое бытие развертывается в контексте чело-веческих отношений…» говорит о том, что человек рассматривается как от-крытая система, активно взаимодействующая с внешней социальной средой.

В третьем постулате говорится о том, что человек осознает себя и его осознавание является непрерывным и многоуровневым, то есть речь идет о сложности и иерархичности сознания человека как системы.

В четвертом утверждении раскрывается сущность самоорганизации чело-века - «человек имеет выбор и не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он сам творит свой собственный опыт», то есть описы-вается способность личности к осознанному выбору (самодетерминации, само-организации, автопоэзис).

Пятый постулат («человек интенциален: он обращен в будущее, в его жиз-ни есть цель, ценности и смысл») с точки зрения синергетики можно рассмат-ривать следующим образом: цель, ценности и смыслы можно трактовать как социальные аттракторы, благодаря которым система выходит на новый режим работы («режим с обострением» или LS-режим).

Таким образом, Д. Бьюдженталь рассматривает человека как открытую, самоорганизующуюся систему, к которой применимы основные законы синер-гетики.

Используя известную дихотомию А. Маслоу «дефицитарные мотивы - бы-тийные мотивы» Д. Бьюдженталь выделяет два основных уровня целей работы психотерапевта:

1) дефицитарный уровень целей - когда усилия психотерапевта сосредото-чены на проблемах дефицитарного типа, т.е. на устранении (уменьшении) нега-тивных переживаний из-за нехватки чего-либо, на корректировке условий, от которых человек страдает;

2) бытийный уровень целей - когда смысл не в том, чтобы вернуть челове-ка к неким предполагаемым «хорошим условиям», которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше - «к богатству и осмысленности жизни, значительно большей, чем он знал до сих пор» (Bugental J.F.T., 1978).

Главный вопрос, с которым экзистенциально-гуманистическая психология обращается к каждому из нас и который красной нитью проходит через всю теоретическую и практическую работу Д. Бьюдженталя: «Как мы можем более полно и подлинно реализовать (т.е. постигнуть и сделать актуальным) то, что латентно заложено в нашей природе?».

Драма развития человека состоит в том, что в ней действуют две основные силы - призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им. Борьба этих двух мотивов - развития и стабильности - сопровождает всю жизнь каждого из нас и во многом определяет траекторию жизненного пути (Братченко С., 1998).

Эти два противоположно направленных мотива - развития и стабильности на языке синергетики называются состояниями неустойчивости и устойчивости или неравновесными и равновесными состояниями, которые в диалектическом единстве образуют состояние динамического устойчивого равновесия человека как открытой самоорганизующейся системы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человека можно рассматривать в качестве целостной, открытой, саморганизующейся системы, к которой применимы основные законы синергетики и психосинергетики, а, следовательно, можно с помощью математических методов синергетического моделирования попытаться описывать некоторые психологические процессы и прогнозировать поведение психосоциальных систем.

Литература:

  1. Bugental J.F.T., 1978, р. 2-11 (Цит. по С. Братченко. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.2. С.-Пб., 1998, С.56-66).
  2. Братченко С. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджен-тала: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореали-зации личности. Вып.2. С.-Пб., 1998, С.56-66).
  3. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория само-актуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 162с.

Долгов Ю.Н.,

Долгов Юрий Николаевич, канд. соц. наук, доцент каф. общей и социальной психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского