Доктор
Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998),
американский социальный работник и психотерапевт, был учеником
К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной
психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать
экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и
решил ее, создав "структурированный дневник".
Упражнения дневника служат в качестве системы опор для
самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к
собственному "внутреннему процессу" и происходит
настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная
дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и
индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и
переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в
работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными,
безработными или находящимися в местах лишения свободы.
Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда). Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.
Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной
цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится
преодолевать трудности. Тогда в дневнике человек отмечает, чего
хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные
причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный
характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины
за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь
определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает
пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого
человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается
заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.
Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической
работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что
неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него
функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего
процесса любого человека. Как же сделать так, чтобы дневник
работал независимо от терапевта? Дневник должен обладать
достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать
и передать конкретные процедуры. С другой стороны, равно важно,
чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком
человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой
втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.
Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит
за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и
диагнозов. Дневник становится своего рода портфолио личностного и
духовного развития, отражающей поверхностью, на которой
проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и
направление становятся видимыми для человека. Жизненные события
оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями,
желаниями и т.п. во временной последовательности нашей
предпочитаемой истории. Пересматриваются также события прошлого.
По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл,
«нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для
него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было
возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических
формах.
Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей:
размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого
и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями,
смыслами и руководящими принципами нашей жизни. При этом,
размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни,
осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди
получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем.
Становится доступной более широкая, многомерная перспектива,
открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению
к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем
самым создается контекст длящейся тождественности,
преемственности существования.
Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с
комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с
дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и
устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и
настраивает себя на его гармонию. Дневник - это инструмент для
гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту.
Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это
открытие собственной внутренней правды и настройка на нее.
Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения
с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с
инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных
ситуациях.
Работать с дневником можно в любых жизненных
обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и
в относительно спокойные. Семинар по работе с дневником - это
безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за
стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке
взглянуть на свою жизнь. Эффективное структурирование семинара
позволяет в сжатые сроки осветить значимые области жизни
человека. Присутствие на семинаре других людей, тоже погруженных
в исследование собственной жизни, создает особую атмосферу
сосредоточенности. Хотя участники не общаются, они получают
особую значимую поддержку друг от друга. Это укрепляет наше
интуитивное ощущение ценности, значимости любой уникальной жизни.
В этом смысле семинар подобен буддийскому ритриту. Когда мы
работаем с дневником в группе, происходит соприкосновение жизней
общей концентрацией, общими задачами.
На семинаре человек пребывает в уединении, и при этом его
поддерживает атмосфера группы, чувство присутствия других людей.
Они не вмешиваются в происходящее, не дают интерпретаций. Это
традиция признания, выходящая за пределы знакомого и привычного.
Молчаливое свидетельствование может порождать и аккумулировать
энергию, подобно молитве. Во время семинара создается атмосфера
несколько торжественного, одухотворенного сосредоточения, как в
соборе; этому способствуют специальные упражнения семинара.
Упражнения и атмосфера, поддерживая друг друга, задают темп и
ритм этой работы.
Участники не дают друг другу советов. Их дар гораздо более
значимый - это дар свободы и времени. На семинаре можно говорить,
а можно молчать. Выбор молчания получит поддержку молчаливым
свидетельствованием группы, так же, как и выбор разговора.
Возможность говорить открывается для каждого в свое время. Когда
человек нервничает и тревожится, он не может, будучи один, в
достаточной степени сосредоточиться на работе с дневником. Но
атмосфера группы успокаивает и помогает настроиться.
Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это
было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого
человека или других людей. Некоторые переживания настолько
хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть
некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от
ценностей и руководящих принципов собственной жизни.
Самое главное в структурированном дневнике, разработанном
Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы
можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы
составляют четыре так называемых «измерения»:
1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как
«Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной
истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные»,
«Открытость будущему».
2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как:
«Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом»,
«Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».
3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись
сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы»,
«Расширение образов».
4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы
«Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».
Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают
лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает
благоприятный момент. От ведения записей что-то меняется внутри,
люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то.
Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило,
привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни. Жизнь с годами стала
похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили.
Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни
времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о
возможностях, которые они могли бы нам открыть. Мы не переживаем
во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию
по отношению к ним, и из них не успевает развиться новое.
Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся
слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и
мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность
более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве,
исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки
опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.
В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая
мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы,
наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и
открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние
обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении
этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.
Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для
людей, переживающих переходный период в своей жизни.
Представление о «растягивании времени» основывается на
фундаментальном различии между хронологическим временем и
качественным временем. Хронологическое время - это объективная
последовательность событий, как они разворачиваются для
постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя.
Качественное время, напротив, - это субъективное переживание
событий, их смысла и ценности для человека, который их
переживает.
Самое сложное для человека время - переход между двумя большими
периодами жизни. Когда прежний период завершился, а в новом очень
много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно.
В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить
новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних
душевных движений.
Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и
должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые
одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную
часть и многого требуют. Может показаться, что человек
«зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает
колоссальное напряжение. При работе с дневником, если
со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет
предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и
показать, какие возможности она могла бы открыть.
Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в
смене акцента, когда в жизни человека сменяется ведущая
деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в
жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в
прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому
направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания. Прежде
подавленная история выходит на первый план и становится
доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности
противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может
научиться больше отождествляться с более широким и многомерным
аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных,
порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых,
протагонистов.
При работе с дневником в центр помещается «период
настоящего». Человека просят определить границы того настоящего
времени, в котором он живет: какое событие стало границей между
прежней жизнью и нынешней? Каково содержание нынешнего периода
жизни? На что похоже его течение? Период настоящего
рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки
зрения.
Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести
два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести
ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в
разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение
ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами,
прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем
и будущем.
Жизненная история реконструируется путем составления списка
этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который
выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно
исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой
потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о
прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а
возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в
разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».
Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может
заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с
этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут
выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку
непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности
переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при
работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.
Принцип диалога - еще один важный аспект работы со
структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной
жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить
напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы
превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо
Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего
бытия, вплоть до Мира в целом).
В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю
того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого
человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас
проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную
преемственность течения этой жизненной истории, и представляет
себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними
происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и
важное о собственной жизни.
При работе со структурированным дневником никакие жизненные
переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении
особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А.
Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов
течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем»
рационального мышления. Важно не толкование каждого конкретного
сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается
сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время
бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии,
открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает
многомерность.
Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них,
одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при
работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.
Человек в современной культуре и в медицинской
психотерапевтической модели часто конструируется как некое
изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят
личностные черты, особенности характера и поступки. При этом
игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в
социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы
посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и
другие интенциональные категории бытия человека существуют не
«внутри» него, а в культуре.
Работа со структурированным дневником помогает восстановить
контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством,
общественными движениями, духовными учениями и практиками,
измерением священного.