ENG
         
hpsy.ru/

../../Размышления о снах для одной девочки

Ночь. Очень тихо. Все в доме спят. И, наверное, видят сны. А может быть, и нет. Интересно, все ли видят сны? А может быть это участь только избранных? А может быть это наоборот - наказание?

Некоторые люди проживают во снах всю свою жизнь, просыпаясь с ощущением радости и полноты жизни. Некоторые - проживают во снах свои туманные страдания и просыпаются в отчаянии, восклицая: «Когда же это кончится?!» А некоторые люди видят в течение жизни несколько черно-белых снов и помнят их всю жизнь, как какое-то чудо или наваждение. Наблюдая за спящей собакой, мы с уверенностью заявляем, что она видит сон, потому что она дергает лапой, поскуливает и щелкает зубами. А может, это просто какие-то соматические переживания, а вовсе даже и не сон?

С какого возраста начинают видеть сны маленькие дети? С трех, с пяти лет? Или гораздо позже? Или гораздо раньше? Многие люди ведь вообще не помнят своих снов и не думают об этом явлении. При этом они чувствуют себя очень даже прекрасно.

Однажды, одна девочка 13-ти лет спросила: «Я не вижу снов и не понимаю, зачем они мне нужны?» Я не нашлась, что ответить ей. Я очень сильно задумалась. И до сих пор не нашла однозначного ответа. Я спросила себя: «А зачем мне нужны сны? Ведь я вижу их каждую ночь, с самого раннего детства, сколько себя помню».

Помню, когда я была совсем маленькой, мне часто снилась собака, которая за мной гонится и хочет укусить. А потом, в каком-то очередном сне, она стала моим другом и спасала меня от всяческих напастей. Когда я немного повзрослела (до подросткового возраста) эта собака, большая и лохматая, надолго покинула меня. Появилась она лишь, когда после окончания института я поехала покорять большой город, где меня абсолютно никто не ждал, и я очень сомневалась, что у меня что-либо получится. Я проснулась на полке плацкартного вагона, разбудив себя и соседей собственным криком, - мне приснилась та самая большая и лохматая собака, и на этот раз мы перетягивали с ней большую палку. Я кричала от страха; я боялась, что она перетянет палку. Сейчас мне кажется, что та собака - это моя мама, а палка - это моя жизнь. Я все-таки прижилась в чужом и большом городе, довольно многого добилась, и мама смирилась с моим отъездом. Больше моя собака мне не снилась, и сейчас, когда пишу эти строки, я понимаю, что грущу о ней, как о старом друге из прошлой жизни. Я понимаю, что она уже никогда не вернется, потому что я сама становлюсь той большой и лохматой собакой для своей подрастающей доченьки.

Какие-то последние несколько лет я перестала помнить свои сны, и меня это очень мучило. Мне казалось, что я краду у себя что-то очень важное и для меня необходимое. Я поняла вдруг, что без снов, я перестала задаваться вопросами о себе: кто я, какая я, зачем я, и что для меня другие люди. Мне стало тягостно и захотелось провести внутреннюю ревизию. И совсем недавно мне приснился огромный-преогромный синий удав. Он был весь изранен и накрепко привязан к какой-то палке. Во сне я его испугалась и решила, что это дурной знак, а когда проснулась, поняла, что мне его жаль, и что нужно взять коротенький внеочередной отпуск, чтобы остановится и подумать о себе…

Я до сих пор не знаю, что мне ответить на вопрос той девочки. В голову приходит лишь сон Понтия Пилата, где он идет по лунной дороге с Иешуа и говорит с ним, говорит, говорит. Наверное, я хочу, чтобы та девочка тоже знала, что кого-то ей в этой жизни не хватает, чего-то ей очень хочется, а в чем-то она сомневается и чего-то боится. И еще я хочу, чтобы она научилась проживать свои сны в жизни, а свою жизнь во снах.

Семиделова В.,

Опубликовано на сайте в рамках «II месяца психологических эссе». Приглашаем всех к обсуждению.