В концепции психосоматической медицины болезнь можно рассматривать как следствие образа жизни, как неслучайную возможность глубокого рефлексивного анализа причин ее проявления, как повод и сигнал для переосмысления жизненного пути, собственных ценностей. Особенно явно это проявляется при тяжелых заболеваниях, в частности в онкологической клинике. Наметим несколько проблем для обсуждения в данном контексте.
Первая проблема - это соотношение смыслов и акме. Если считать акме высшей точкой в развитии человека, «которую достигает организм по критерию здоровья, его личность - соответствия образующих ее отношений нравственным нормам, его способности как субъекта деятельности - по критерию успешности… в труде и общении, …в познании окружающего…мира и самого себя» (А.А. Бодалев, 2001), то при развитии тяжелой болезни акме человека испытывается на прочность. Во-первых, несвоевременность и неожиданность болезни (особенно в трудоспособном возрасте) ставит под сомнение его здоровье. Во-вторых, нарушается возможность полноценного труда и общения. В-третьих, изменяется окружающий мир, человек открывает себя как бы заново, а при калечащих операциях познает заново даже свое тело. Таким образом, происходит разрушение целостности имеющихся смыслов, возникает несоответствие смыслов и акме, по всей видимости, возможно, акме обращается вспять (если такое выражение уместно), в лучшем случае, застывает как точка развития.
Вторая проблема - это сам процесс актуализации жизненных смыслов больного и искажения восприятия временных интервалов. Формирование новых личностных смыслов при онкологических заболеваниях происходит быстрее, чем в других клиниках, но болезненно. В ситуации стресса развиваются глубинные личностные кризисы, которые Ф. Василюк обозначает как «кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути». Системообразующей категорией жизненного пути личности являются личностные смыслы. Поэтому можно рассматривать кризис жизни (в данном случае - болезнь) как кризис жизненных смыслов.
Больной оказывается перед проблемой выбора ценностей, перспектив, стратегий и тактики поведения. За короткий период больной должен перейти на новую ступень в духовном развитии, нередко он к этому просто не готов и оказывается в растерянности. Жизнь замедляет свой темп, изгоняя суету. Происходит изменение восприятия временных интервалов. Больной как бы возвращается в детство, когда время замедленно. Ему остается жить, к примеру, месяц, а он говорит: как это много. Изменение отношения к смерти заставляет его изменить отношение к самой жизни, он начинает понимать, что смерть - это часть нашей жизни. Данная проблема с необходимостью требует от психолога-психотерапевта владения экзистенциальной проблематикой и техниками экзистенциальной психотерапии. Через переосмысление жизни и формирование новых жизненных смыслов возникает состояние мудрости и отстраненности. Со стороны это выглядит, как будто человек становится много старше и опытнее, постигает истину. Итогом являются терпимость и смирение, принятие и покой. На практике люди верующие или обретшие веру в момент болезни принимают свое состояние гораздо спокойнее. Я бы рискнула сказать, что люди, которые достигли акме, также воспринимают болезнь и возможный уход как естественное событие, потому что их акме найдет свое продолжение или будет полезно другим.
В исследовании мы использовали методику смысложизненых ориентаций и методику предельных смыслов (Д.А. Леонтьев), методику исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев). Позиция онкологических больных характеризуется сужением смысловой перспективы, которая проявляется в общей неудовлетворенности жизнью, отсутствии целей в будущем и самостоятельного контроля над жизнью. Сокращение временной сферы мотивации выражается в «смысловой смещенности» на события настоящего времени. Основная направленность смысловой регуляции больных - защитная, служащая избеганию дискомфорта, причиняемого своему социальному окружению. У больных создается представление о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Больные стремятся казаться сильными, чтобы лишний раз не обременять своими проблемами близких людей. Именно в предельных смыслах просматривается связь между причиной и следствием - образом жизни и болезнью.
В целом, у пациентов онкологической клиники наблюдаются более ограниченные предельные смыслы, чем у здоровых людей. Но есть одна особенность: выход из кризиса зависит от развитости смыслов, от наличия акме. Как пример, можно привести работу с двумя женщинами одного возраста, перенесшими тяжелые калечащие операции, имеющими одинаковый бытовой и семейный статус, но разные социальные статусы, успешность в работе и признание в семье. Первая больная, имея достаточно неразветвленные смыслы, накануне операции дала подъем температуры, из-за чего операция была отложена. После операции долго восстанавливалась. Вторая больная имела хорошую Я-концепцию, самодостаточность, успешность в профессиональной и личной сфере, адекватный уровень локус-контроля, разветвленные предельные смыслы и смогла отвечать на вопросы сразу же в реанимационной палате, как только пришла в себя, была тут же переведена в обычную палату. Я бы сказала, «ее акме вне опасности».
В этой связи возникает третья проблема - социальная реабилитация таких больных. Психологическая коррекция первой группы должна быть направлена на формирование новой «Я»- концепции и «выращивание» новых смыслов, поиск выхода из кризиса, а через него из стресса, для второй - на укрепление «Я»- концепции и выхода из стресса. Психотерапевтическая работа в первой группе включает поведенческую, но в большей степени экзистенциональную психотерапию, во второй - акцент чаще смещается на поведенческую психотерапию.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской
академии образования