ENG
         
hpsy.ru/

../../Социальный интеллект и смысложизненные ориентации руководителя

Роль социального интеллекта в деятельности менеджера, несомненно, высока и дополнительно возрастает в связи с современными социально-экономическими условиями в России. При этом психологические механизмы социалъного интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены особенности проявления и развития социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности и обучения менеджера.

Целью данного исследования является изучение социального интеллекта и смысложизненных ориентаций руководителя на производстве.

В экспериментальную выборку вошло 167 (n=167) руководителей нижнего, среднего и высшего звена, работающих на предприятиях «Самараволгамаш» (Россия) и Драгобычский долотный завод (Украина). Из них 19 (11, 4 %) - top-менеджеры - высшее руководящее звено (генеральный директор, директора по направлениям); 95 (56,9 %) - middle-менеджеры - среднее руководящее звено (заместители директоров по направлениям, начальники отделов и цехов), 53 (31,7 %) - low-менеджеры - руководители низшего звена (заместители начальников отделов и цехов, руководители секторов, мастера в цехах). Экспериментальную выборку составляют в основном мужчины среднего возраста, среди которых примерно в одинаковой степени представлены руководители с различным стажем работы на данных предприятиях. Обследование проводилось в течение 2003-2004 гг.

В результате статистического анализа выявлялась связь показателей по социальному интеллекту, полученному нами с помощью методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда с смысложизненными ориентациями руководителей. Статистический анализ результатов осуществлялся раздельно для менеджеров с высоким, средним и низким уровнем социального интеллекта.Он выявил следующие различия:

По общему показателю осмысленности жизни выявлены статистически значимые различия между руководителями с различным уровнем социального интеллекта. При этом руководители со средним уровнем социального интеллекта превосходят руководителей с социальным интеллектом ниже (р=0,0001) и выше (р=0,0401) среднего уровня, а руководители с социальным интеллектом ниже среднего превосходят руководителей с социальным интеллектом выше среднего уровня (р=0,0156).

Следовательно, для руководителей с социальным интеллектом выше среднего уровня осознание и рефлексия смысложизненных проблем характерна в меньшей степени. А, для руководителей с уровнем социального интеллекта выше среднего в большей степени характерно наличие целей в будущем, позитивная оценка прожитой жизни, представление о себе как о сильной личности, способной конструировать и реализовывать те или иные планы, контролировать возникающие ситуации. Это может свидетельствовать об активной позиции в различных жизненных сферах, однако данные должны быть сопоставлены с другими личностными чертами, так как осознание, представление о своей личности, рефлексия поведения других индивидуумов не обязательно может сопровождаться соответствующими изменениями в контроле и направлении собственных форм поведенческой активности.

При этом для руководителей с высоким уровнем социального интеллекта нехарактерно сильное углубление в смысложизненные проблемы, что может говорить о большей экстравертированности, направлению имеющейся энергии на решение конкретных житейских дел.

По анализу средних показателей видно, что степень осмысленности смысложизненных проблем, их значимость достигает высокого уровня у руководителей со средним уровнем социального интеллекта и с социальным интеллектом ниже среднего, в то время как у руководителей с социальным интеллектом выше среднего, осмысленность смысложизенных проблем представлена в средней степени.

Высоких значений достигают показатели по шкалам «цели в жизни» и «результативность жизни» у руководителей со средним уровнем социального интеллекта и с социальным интеллектом выше среднего. Это говорит о том, что у данных групп присутствуют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, при этом прожитая жизнь оценивается как продуктивная и осмысленная.

У руководителей с социальным интеллектом выше среднего высоких значений достигают показатели по шкале «Локус-контроля-Я», что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с собственными целями и представлениями о ее смысле. У остальных групп руководителей показатели по этой шкале выражены в средней степени.

По шкале «Локус контроля-Жизнь» высокие значения характерны для руководителей со средним уровнем социального интеллекта и руководителей с социальным интеллектом выше среднего уровня, при этом у последних средние показатели оказались завышенными (46,3). Это свидетельствует о том, что для руководителей с более выраженным социальным интеллектом характерна убежденность в том, что они способны к высокой степени контроля своей жизненной ситуации, могут свободно принимать решения и реализовывать их на практике.

Корреляционный анализ взаимосвязей шкал теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и показателей социального интеллекта по методике определения социального интеллекта Д. Гилфорда позволил выявить 28 связей.

Существует высокая степень линейной взаимосвязи между социальным интеллектом и осмысленностью жизни. При этом осмысленность жизни в целом и оценка продуктивности прожитой части жизненного пути не связаны со степенью понимания последствий собственного поведения. Повышение остальных показателей осмысленности тех или иных аспектов жизни связано с возрастанием уровня социального интеллекта.

В целом, можно сделать вывод о том, что понимание и умение прогнозировать поведение других людей, что также обеспечивает адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях, тесно связано с общим пониманием своего места в мире, осмысленностью своей жизни и четким пониманием перспектив своего дальнейшего развития, достижения значимых жизненных целей. Позитивная оценка своей жизни, наличие в ней смысла, возможно, обусловливают более пристальное внимание и понимание других людей, выступающих условием не только достижения определенных утилитарных целей, но и значимых источников конституирования смысла собственной жизни.

Литература:

  1. Беляева Е.В. Социальный интеллект и психологические качества руководителя (на примере предприятий нефтегазовой отрасли): Дис…кан.наук, Самара, 2005.
  2. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию, - СПб.,1996. - 53 с.
  3. Леонтьев Д.А. Тест СЖО. М., 1992.

Беляева Е.В.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования

См. также
  1. Смысл жизни: философия, психология, литература, религия
  2. Психологические проблемы смысла жизни и акме. XI симпозиум.