ENG
         
hpsy.ru/

../../Теоретические предпосылки исследования проблемы деформации ценностно-смысловой сферы личности как фактора наркозависимости подростков

Подростковый возраст представляет собой этап становления личности, когда при недостаточной зрелости эмоциональной, потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер подростки обнаруживают особенности поведения, ранее им не свойственные. В настоящее время специалистами большое внимание уделяется микросоциальным факторам в развитии наркомании, особенностям характера подростка, наличию отягощенной наследственности. Такие свойственные данному возрасту черты, как отрицание, вспыльчивость, агрессивность подчеркивают неумение подростка разрешать конфликты, находить способы самоутверждения. Специфические поведенческие реакции: эмансипация, группирование, хобби и др. также способствуют приобщению подростков к делинквентной среде, употреблению наркотиков. Как считает А.Д. Алферов, именно они определяют дальнейшую структуру поведения, тенденцию к формированию различных девиаций поведения и аномальных личностных образований [1].

На наш взгляд, проблему наркозависимости необходимо рассматривать прежде всего во взаимосвязи с ценностно-смысловыми аспектами становления личности подростка.

Исследуя мотивацию употребления наркотиков, большинство исследователей сходятся во мнении о взаимном влиянии внутренних (биологических, характерологических) и внешних (социальных) факторов. Так, Э. Фромм соотносит явление наркомании с культом потребительства, проблемой одиночества и «бегства от свободы». Индивидуум может быть одинок физически, но при этом его связывают с обществом идеи, социальные стандарты, моральные ценности. Отсутствие какой-либо связи с ценностями, символами, порядками он называет моральным одиночеством. Человеку необходимо обрести смысл, отнести себя к какой-то системе. С другой стороны, человек бежит от свободы, отказываясь от независимости своей личности. В этом случае происходит отождествление своего «Я» с чем-нибудь или кем-нибудь, то есть человек пытается обрести новые, «вторичные» узы взамен утраченных. Пока человек разрывается между стремлением к независимости и реально существующим чувством своей независимости, он находится в состоянии внутреннего противоречия. Один из путей избежать конфликта - отдать себя во власть алкоголя и наркотика [15].

По В. Франклу, приобщение к наркотику связано с фрустрацией стремления к смыслу. Рассматривая условия существования в обществе как условия с пониженными требованиями, лишающие людей напряжения, он приводит описания здоровых и нездоровых форм его создания. Здоровые формы - спорт, нездоровые - пристрастие к наркотикам, которые принимаются молодыми людьми с целью получить «кайф» или встряску. В. Франкл утверждает: если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности, с помощью химических препаратов [14]. Таким образом, В. Франкл причину наркомании связывает с ощущением утраты смысла.

А. Маслоу оперирует понятиями Б (бытийных) и Д (дефициентных) ценностей, в соответствии с которыми «хорошие» внешние условия в школе, семье и т.д. могут быть определены как направляющие к психологическому здоровью или к бытийным ценностям: истина, добро, красота, жизненность и др. [10]. В подростковом возрасте, сензитивном для формирования ценностно-смысловых ориентаций, возможно движение личности к бытийным ценностям (нормальное развитие личности) или к дефициентным, которые характеризуют полезность, желательность, приемлемость для каких-либо целей (аномальное, асоциальное развитие). Следовательно, принципы и ценности здоровой личности и наркозависимой различаются по восприятию физического, социального, собственного психологического мира, организация которого связана с индивидуальной системой ценностей (бытийных и дефициентных).

В теории личности К. Роджерса центральным понятием является «реальное я», то есть те представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, ценностях, чувствах, установках. По мнению Роджерса, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими представлениями о самом себе (со своим «реальным я») как можно больше своих внешних переживаний. С другой стороны, он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его «идеальное я». Однако под давлением внешних обстоятельств либо в случае давления, ценностей, установок, которые отдаляют его «реальное я» от «идеального», соответствие между ними может быть и не достигнуто. Результатом такого несоответствия «реального я» и «идеального я» являются тревога, нарушение психологической адаптации, социальная незрелость, эмоциональные расстройства, аномальное поведение, в том числе и аддиктивное [6].

Стремлением хотя бы временного освобождения от психологического напряжения, вызванного конфликтом, объясняет употребление алкоголя и наркотиков Ф. Патаки. Он считает, что в определенных национальных, региональных или этнических культурах могут передаваться образы и модели решения конфликта, которые в случае их интернализации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-либо виду девиантного поведения [11]. Так, с эталонами «взрослости» и «мужественности» подростки связывают употребление алкоголя, наркотиков, курение. Вторая причина девиантного поведения, по Ф. Патаки, это нарушение находящихся в действии социально ценных норм: нравственных, правовых и т.д.

Принятие и освоение ценностей (интериоризация, идентификация, интернализация) - сложный процесс, образующий структуру, представленную в работе Я. Гудечека: информация о существовании ценности и условиях ее реализации «переводится» на собственный, индивидуальный язык, на уровне активной деятельности познанная ценность принимается или отвергается [7]. В дальнейшем формирование ценностных ориентаций обретает два направления. Первый - через принятие ценности ведет к инклюзии, то есть к включению ее в личностно признанную систему ценностей, а затем - к динамическому изменению личности в соответствии с принятой ценностью. Второй путь - отрицание ценности, характерен, по нашему мнению, для наркозависимых подростков. Для них интернализация ценностей «застревает» на уровне трансформации или активной деятельности, так как доминирует ценность наркотика, а общественные ценности (такие как семья, работа, здоровье, познание) не являются составляющими личностно признанной системы ценностей.

Наличие индивидуальных ценностей и смыслов позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности, которые являются важнейшими детерминантами поведения. Несформированность ценностно-смысловой сферы у подростков определяется падением субъективной ценности нравственного здоровья. Данная ценность, наряду с социальными, нравственными, правовыми нормами, определенными правилами достижения смысла жизни, относится к числу высших инструментальных ценностей. Именно этот аспект формирования нравственного сознания является у наркозависимых подростков искаженным.

На дисгармонию ценностно-смысловых образований у этой группы подростков указывают И.А. Кудрявцев, Г.Б. Морозов и др. [9]. По мнению специалистов, у них отмечается задержка личностного развития не только на уровне нравственной сферы, но и в отношении сформированности главной смысловой линии личности, соотносимой со смыслом жизни.

Как считают А.В. Сухарев и Е.А. Брюн, формирование зависимости у подростков обусловлено биологическими причинами, а также нарушениями психологических контактов в семье, в детских учреждениях, разрушением традиционных норм воспитания, культурных норм и ценностей. В этой ситуации смысловое наполнение психологического пространства, этническая идентификация искажаются, развитие личности задерживается [12]. Такие подростки демонстрируют неадаптивное, асоциальное поведение.

По данным П.Д. Шабанова и О.Ю. Штакельберга, центральное место в этиологии наркоманий занимают личностно-психологические особенности подросткового возраста, среди которых наиболее значимы незавершенное формирование мотивационно-установочной и нравственно-ценностной сфер личности подростков [17]. Ю.А. Васильева пишет о несформированности системы личностных ценностей у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения, указывая, что данный факт обусловливает «закрытость» наркозависимых подростков для новых субъективных общечеловеческих ценностей [5]. В целом мировоззрение подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества, отличается бедностью, ограниченностью, пониженной рефлексией ценностно-смысловых ориентиров собственной жизни. Социальные ценности являются преимущественно ценностями близкого окружения: семья, друзья. В большей степени они переживают свою жизнь как пустую, лишенную интереса, смысла, перспектив, целей, с аморфным образом будущего. В связи с этим Д.И. Фельдштейн отличает подростков «в норме» от тех, кто склонен к алкоголизму, наркомании: для нормальных подростков отношение к настоящему соединено с мыслями о будущем, а девиантные подростки обращены в прошлое [13].

При рассмотрении особенностей ценностно-смысловых ориентаций подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества, мы разделяем точку зрения Б.С. Братусь, согласно которой в процессе употребления алкоголя, наркотиков происходит «сдвиг мотива на цель», что ведет не к расширению мотивационных устремлений, а к их сужению, замыканию на отдельных элементах некогда развернутой и сложной деятельности. При этом в нормальном, продуктивном развитии подростка «сдвиги мотива на цель» ведут к расширению деятельности, развертыванию ее во все новых сферах. Для здорового человека цели и мотивы его деятельности лежат по преимуществу в области изменений объективного мира. Однако подростки, потребляющие наркотики, сосредоточивают внимание на субъективных эмоциональных переживаниях, сопровождающих предметную деятельность и ее результаты. Достигают желательных эмоциональных переживаний с помощью наркотиков, то есть посредством не реальной, а иллюзорно-компенсаторной деятельности. Ведущие мотивы поведения постепенно утрачивают свои функции. В то время как наркотик в качестве мотива расширяющейся наркоманической деятельности подчиняет себе социальные мотивы и становится ведущим. Таким образом, разрушается прежняя мотивационно-смысловая иерархия и формируется новая, в которой ведущие мотивы (семья, работа и др.) из «реально действующих» становятся мотивами «только знаемыми». По Я. Гудечеку, принятие и освоение ценностей у наркозависимых не является динамическим процессом, их интернализация «застревает» на этапе трансформации.

Если у здоровых подростков формирование ценностно-смысловых ориентаций проходит от эгоцентрического, группоцентрического уровней до просоциального или гуманистического, то наркозависимые подростки до начала злоупотребления нередко обладают широким кругом смысловых связей с миром, проявляя аллоцентрические, в том числе коллективистские, ориентации. В дальнейшем наблюдается обратное движение по смысловой вертикали - к узкогруппоцентрическим, корпоративным ориентациям и эгоцентрическим [4].

Подростковому возрасту характерно тяготение к группоцентрической ориентации, которая формируется и реализуется в рамках потребности в общении, дружбе, совместной деятельности. Однако внутренние психологические пути развития смысловой сферы благополучного, здорового подростка и неблагополучного, зависимого подростка начинают расходиться. В первом случае происходит дифференцировка нравственных оценок, вырабатываются обобщенные идеалы, формируется и осваивается качественно новая ступень, уровень смыслового поля - уровень отношения к другим людям, миру вообще. Во втором случае этого не происходит, так как «компания» замыкает, ограничивает смысловую сферу группоцентрической ориентацией. Так, дальнейшее развитие подростка идет не к обществу, а к группе. В результате возникающие в рамках этой ориентации личностные ценности наркозависимых подростков расходятся с общечеловеческими. Постепенно группа перестает быть смысловым центром, становится средством удовлетворения потребностей в наркотике. Происходит выпадение из собственного смыслового поля в поле сугубо ситуационное. Данный процесс Б.С. Братусь определяет как феноменологию «снижения», «уплощения» личности [3].

Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы формирования наркозависимости подростков показали, что ценностно-смысловые ориентации, играя важную роль в регуляции социального поведения, выступают медиатором личностного развития подростка. В связи с этим, при разработке профилактических программ следует обращать внимание на целенаправленное формирование и развитие адекватных ценностно-смысловых ориентаций подростков как метода первичной профилактики адиктивного поведения подростков.


Список литературы

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов-на-Дону, 2000. 384с.
  2. Битенский В.С., Херсонский Б.Г. и др. Наркомании у подростков. К.: Здоровье, 1989. 216с.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304с.
  4. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 81-89.
  5. Васильева Ю.А Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 58-75.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М.: Мир, 1992. Т.2. 376 с.
  7. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социальном обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102-110.
  8. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. М., 2000. 351 с.
  9. Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б., Потнин А.С. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 88.
  10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425с.
  11. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Активность и развитие личности. М., 1989. С. 145-158.
  12. Сухарев А.В., Брюн Е.А. Сравнительное психологическое исследование этнофункциональных рассогласований у страдающих героиновой наркоманией, алкоголизмом и аффективными расстройствами // Психологический журнал. 1998. № 3. С. 90-97.
  13. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. 208с.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. Сборник / Общ ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368с.
  15. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Мн.: 2000. 672с.
  16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. М., 1993. 480с.
  17. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация. Спб., 2001. 46 с.

Килина И.А.,

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

См. также