|
В результате предваряющего коррекцию диагностического исследования была получена необходимая информация о структуре личности комбатантов, основных механизмах психологических защит, индивидуальных особенностях протекания посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), динамики его развития, реакциях личности на болезненное состояние [1]. Эти данные позволили разработать систему психокоррекционных мероприятий, включающую в себя дифференцированное сочетание методов индивидуального, группового и социоцентрированного вмешательства, направленных на снижение уровня симптоматики, включение адекватных психологических защит, а также повышение успешности реадаптационных процессов. В этих целях для проведения психокоррекционного вмешательства были сформированы две экспериментальные группы. В первую экспериментальную группу (17 человек) вошли лица, в структуре личности которых основными психологическими защитами являются замещение и идентификация с агрессором. Наиболее часто ведущими симптомами ПТСР в этой группе представлены симптомы гиперактивации (диагностическая категория «Г»). Во второй группе ведущими психологическими защитами выступали защиты группы избегания: отрицание, вытеснение и подавление (19 человек). Основной симптоматической категорией в данном случае являются симптомы группы «В» (устойчивое стремление человека блокировать все, что так или иначе связано с травматическим эпизодом). Контрольные группы (соответственно, 13 и 11 человек) составили лица с аналогичными показателями по ведущим психологическим защитам и основным симптоматическим категориям ПТСР, но без проведения какого-либо психокоррекционного воздействия.
Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня».
Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал
публикации на портале Социально психологического факультета
Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей
Викторович (mail: spf@kemsu.ru).
Система психокоррекционных мер должна быть комплексной, дифференцированной и этапной [2].
На предварительном этапе работы были сформулированы базовые принципы психологического вмешательства, которые определили выбор конкретных психокоррекционных методов и техник:
Методологической основой разработанной нами коррекционно-реабилитационной программы являются принципы биопсихосоциального подхода, разработанного A.Y. Shalev. В рамках этой модели автор выделяет несколько уровней психотравмы и соответствующие им методы терапевтической коррекции.
Рис 1. Модель психокоррекционного процесса (по A.Y. Shalev).
Введение в исследование этой модели позволило выделить и теоретически обосновать практическое применение различных психокоррекционных направлений в работе с посттравматическими стрессовыми нарушениями. В контексте практической работы разделение психотравмы на несколько уровней затруднительно, поэтому используемые психокоррекционные техники позволяют коррегировать психотравму как многофакторное целостное образование.
В предлагаемой нами программе основное внимание уделяется второму, третьему и четвертому уровням травмы.
Система психокоррекционных мероприятий была разработана с учетом ведущих психологических защит, действующих в 1-й и 2-й экспериментальных группах. Общая схема психокоррекционного вмешательства включает в себя следующие направления:
В обеих группах использовались методы индивидуальной и групповой работы. Индивидуальные консультации направлены на решение конкретных задач по редукции постстрессовой симптоматики и индивидуальных проблем адаптации. Групповая психокоррекция позволяет решать более широкий круг общих для комбатантов задач, в число которых входят следующие:
Для достижения поставленных задач в обеих группах использовался ряд техник, разработанных в рамках поведенческой, когнитивной и экзистенциальной терапии. В число обязательных методов психокоррекции входили:
Использовались схемы работы по индивидуальной и групповой психокоррекции, которая проводилась на протяжении 9 месяцев в двух экспериментальных группах, сформированных в зависимости от ведущих психологических защит, действующих в структуре личности комбатантов с симптомами ПТСР.
Рис. 2. Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа замещения и идентификации с агрессором (1-я экспериментальная группа)
К основным техникам, которые использовались в первой экспериментальной группе, относятся следующие:
Во второй экспериментальной группе с ведущими защитами отрицания, подавления и вытеснения, в качестве основных использовались следующие методы:
Проводилась общая оценка эффективности комплексного психокоррекционного воздействия, анализировались результаты формирующего эксперимента как фактора, который должен оказать непосредственное влияние на характеристики психозащитного поведения исследованного контингента (таб.1-3).
Как следует из анализа данных, в первой группе отмечены статистически достоверные отличия (р < 0,01) в критериальной группе «Б» (симптомы репереживания) и в критериальной группе «Г» (симптомы гиперактивации), и не выявлено статистически достоверных отличий в диагностической категории «В» (симптомы избегания), что указывает лишь на частичную эффективность выбранной психокоррекции. В результате проведенной работы было достигнуто смягчение посттравматической симптоматики на фоне выраженного снижения защитного реагирования. Участники эксперимента отметили снижение уровня тревожности, уменьшение общего количества конфликтов в социальном окружении, нормализацию настроения, усиление функций саморегуляции и контроля над негативными эмоциями.
Рис. 3. Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа вытеснения, подавления и отрицания (2-я экспериментальная группа)
Во второй экспериментальной группе статистически достоверные отличия (р < 0,01) отмечены по всем диагностическим критериям ПТСР, что подтверждает правильность выбранной стратегии психокоррекционного вмешательства. По окончании эксперимента комбатанты указали на положительный эффект эмоционального отреагирования травматических эпизодов, общую редукцию посттравматической симптоматики и стабилизацию ритма сна - бодрствования. Кроме этого, необходимо отметить формирование установки на осознанный отказ от стратегий избегания, диагностированных нами у комбатантов до проведения формирующего эксперимента, проявляющихся на уровне эмоций, поведения, межличностных отношений, а также позиции в отношении боевого опыта. Эти изменения являются показателем выраженной напряженности психологических защит группы избегания и включения когнитивных Эго-защитных механизмов.
В целом было достигнуто формирование положительных установок на возможности психокоррекционного вмешательства, а также интеграция боевой травмы в общую картину внутреннего мира комбатантов.
По данным повторного интервью, проведенного через 4-5 месяцев после эксперимента, положительный эффект в первой группе военнослужащих отмечался примерно в 40 % (7 человек) случаев (в контрольной группе - 14,7 % случаев), а во второй группе ветеранов - в 78,3 % (15 человек) случаев (в контрольной группе - 27 % случаев).
В контрольных группах статистически достоверные отличия (р < 0,05) выявлены лишь во второй критериальной группе (симптомы репереживания).
Таким образом, в результате проведенной психокорреционной работы с комбатантами двух экспериментальных групп были сделаны следующие выводы:
1. Комплексное психокоррекционное воздействие на личность с симптомами ПТСР должно проводиться с учетом характера и степени выраженности психозащитного поведения. Формирование дифференцированных групп позволяет определить выбор психокоррекционных методов, направленных на редукцию посттравматической симптоматики, а также снижение степени напряженности защитных реакций и включение адекватных психологических защит более высокого уровня.
2. В числе психокоррекционных мероприятий могут быть использованы методы групповой и индивидуальной работы, применяемые в рамках когнитивной, поведенческой и экзистенциальной психотерапии.
3. Анализ эффективности психологического вмешательства указывает на правильность выбранного нами подхода и техник психокоррекции в экспериментальной группе с ведущими Эго-защитными реакциями по типу избегания. Стратегия психокоррекции должна быть основана на проработке травматического эпизода, восстановлении эмоциональных контактов в межличностных отношениях и когнитивном анализе базовых установок, влияющих на включение функций контроля и сверхконтроля.
Оценка эффективности комплексного психокоррекционного воздействия
Диагностические критерии |
Экспериментальная группа 1 |
Экспериментальная группа 2 |
Контрольная группа 1а |
Контрольная группа 2а |
||||
До психокоррекции |
После психокоррекции |
До психокоррекции |
После психокоррекции |
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Группа«Б» |
1,84 ± 0.33** |
1,32 ± 0,27** |
2,45 ± 0,17** |
1,60 ± 0,22** |
1,75 ± 0,17* |
1,61 ± 0,23* |
2,34 ± 0,23* |
2,22 ± 0,21* |
Группа«В» |
1,26 ± 0,24 |
1,11 ± 0,21 |
2,24 ± 0,20** |
1,86 ± 0,21** |
1,28 ± 0,20 |
1,26 ± 0,15 |
2,32 ± 0,19 |
2,20 ± 0,19 |
Группа «Г» |
1,32 ± 0,30* |
1,05 ± 0,33* |
2,31 ± 0,18** |
1,45 ± 0,21** |
1,26 ± 0,24 |
1,22 ± 0,22 |
2,12 ± 0,21 |
1,93 ± 0,19 |
Примечание: *, ** - статистически значимые различия между показателями групп до и после проведения психокоррекционного воздействия (* р < 0,05; ** р < 0,01).
Изменение характеристик психозащитного поведения в результате психокоррекционного вмешательства
Психологические защиты |
Экспериментальная группа 1 |
Контрольная группа 1а |
||
До психокоррекции |
После психокоррекции |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Замещение |
1,41 ± 0,18* |
0,33 ± 0,15* |
1,61 ± 0,23 |
1,53 ± 0,13 |
Идентификация с агрессором |
1,40 ± 0,24* |
0,57 ± 0,16* |
1,26 ± 0,15 |
1,21 ± 0,14 |
Примечание: * - статистически значимые различия между показателями групп до и после проведения психокоррекционного воздействия (* р < 0,05).
Изменение характеристик психозащитного поведения в результате психокоррекционного вмешательства
Психологические защиты |
Экспериментальная группа 2 |
Контрольная группа 2а |
||
До психокоррекции |
После психокоррекции |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Подавление |
1,60 ± 0,22** |
1,40 ± 0,18** |
2,22 ± 0,21 |
2,17 ± 0,23 |
Вытеснение |
1,86 ± 0,21** |
1,40 ± 0,24** |
2,20 ± 0,19 |
2,10 ± 0,18 |
Отрицание |
1,45 ± 0,21** |
1,26 ± 0,17** |
1,93 ± 0,19 |
1,83 ± 0,15 |
Примечание: ** - статистически значимые различия между показателями групп до и после проведения психокоррекционного воздействия (** - р < 0,01).
4. Анализ эффективности психологического вмешательства в группе комбатантов с ведущими защитами замещения и идентификации с агрессором указывает на не вполне оптимальный подбор методов для этой группы. Техники, направленные на формирование навыков саморегуляции на когнитивном и поведенческом уровне, позволяют снизить степень выраженности психозащитного поведения, нормализовать межличностные отношения комбатантов, а также способствуют смягчению симптомов ПТСР по шкалам гиперактивации и репереживания. Мы предполагаем, что в данной группе предлагаемую нами стратегию необходимо дополнить техниками работы с травматическими эпизодами боевого опыта. Эти методы позволят переработать наиболее стрессовые ситуации, что приведет к снижению выраженности симптомов ПТСР по шкале избегания, и, соответственно, увеличит эффективность психокоррекционного вмешательства.
5. По данным анализа результатов формирующего эксперимента в двух экспериментальных группах необходимо отметить, что нам удалось достигнуть уменьшения степени напряженности и увеличение уровня осознанности в применении ветеранами примитивных компенсаторных механизмов, что способствует формированию адекватных психологических защит более высокого уровня.
6. Отсутствие психологической помощи в контрольных группах не может рассматриваться как фактор, оказывающий какое-либо влияние на комбатантов. Спонтанная редукция постстрессовой симптоматики и улучшение внутреннего состояния ветеранов чаще всего носит ситуативный характер. Кроме того, необходимо отметить, что во многих случаях комбатанты склонны к оптимистичному восприятию собственного состояния под действием некоторых психологических защит (например отрицания), что существенно затрудняет процесс формирования положительной установки на возможность успешной психокоррекции.
Новосибирский государственный педагогический университет.