ENG
         
hpsy.ru/

../../Профессиональная система ценностей социального работника


Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессионально-трудовая, которая образует основную форму активности субъекта. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от «деятельностно-смыслового единства», которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [9]. Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.

Одним из представителей профессиональной деятельности типа «человек-человек» является профессия социального работника. Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты. Существовавшие ранее учреждения оказались не в состоянии обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность. К началу 90-х годов назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите. Очень ценным в связи с этим оказался опыт стран Западной Европы и США по оказанию социальной помощи и опеки. В этих странах одним из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является социальная работа на профессиональном уровне. Конечно, и прежде были люди и организации, которые неформально и формально помогали другим. Но они действовали разобщенно, несогласованно и поэтому не всегда эффективно. Ш. Рамон и Р. Сарри считают, что «уникальность социальной работы заключается в том, что помощь конкретному человеку оказывается путем объединения, формирования равновесия всех психосоциальных уровней его существования» [3, с.8]. Это под силу только профессиональным социальным работникам, выступающим в роли посредников между клиентом и государством.

Существует множество определений социальной работы. Р. Сарри дает такое определение: «Социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого» [6, с.60]. П.Д. Павленок рассматривает социальную работу как деятельность в узком и широком смыслах. В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию [4, с.13]. Г. Бернлер и Л. Юнссон трактуют социальную работу как одну из форм работы, направленную на достижение общественных изменений [1, с.46]. Они выделяют такие виды социальной работы:

  1. Индивидуальная и семейная социальная работа (индивидуальная психотерапия).
  2. Групповая социальная работа.
  3. Общественная работа (работа с сообществом, на макроуровне).
  4. Социальное администрирование и планирование.

Социальная работа - это интегрированный, универсальный вид деятельности. Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения. Специфика социальной работы заключается в том, что:

1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;
2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др. [7];
3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника [5];
4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей [6].

Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.

На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

По мнению Ш. Рамона, ядро социальной работы составляют такие ценности, как:

  • право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;
  • право на уважение собственного человеческого достоинства;
  • право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;
  • право на ошибку;
  • ответственность индивидов за свои действия;
  • право на самореализацию своих потенциальных возможностей [2, с.10].

Р. Сарри подчеркивает значение таких ценностей, как «гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности» [6, с.61].

Шанти К. Хиндука считает, что социальные работники должны разделять такие ценности, как:

1) человеческое достоинство;
2) социальная справедливость;
3) поддержка неимущих и наиболее уязвимых слоев;
4) стремление к мирному сосуществованию;
5) добрую волю [7, с.14].

Основной ценностью социальной работы Ш. Рамон считает ценность самоопределения. И если руководствоваться данной ценностью, необходимо стремиться к сотрудничеству между профессионалами и клиентами, важным условием которого является знание мнения клиента о воздействии [5, с.31]. При этом Р. Сойер справедливо предложил считать «право на ошибку» частью ценности самоопределения [10].

Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность - «служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели» [8, с.115-116]. Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:

1) ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;
2) ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;
3) ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности [8, с.115-117].

Из разработанного М. Рокичем списка ценностей, нами было выделено 7 терминальных и 7 инструментальных ценностей, свойственных профессиональным ценностям социальных работников. В терминальные «профессиональные» ценности были включены:

  1. Активная деятельная жизнь - полнота и эмоциональная насыщенность жизни.
  2. Интересная работа.
  3. Познание - возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие.
  4. Продуктивная жизнь - максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей.
  5. Развитие - работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование.
  6. Счастье других - благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом.
  7. Творчество - возможность творческой деятельности.

К инструментальным «профессиональным» ценностям мы отнесли следующие:

  1. Жизнерадостность - чувство юмора.
  2. Ответственность - чувство долга, умение держать слово.
  3. Терпимость - к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
  4. Честность - правдивость, искренность.
  5. Чуткость - заботливость.
  6. Широта взглядов - умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.
  7. Эффективность в делах - трудолюбие, продуктивность в работе.

Для изучения системы ценностей социальных работников нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняло участие 58 социальных работников Управления социальной защиты города Кемерово. Из них - 96,55% женского пола, 3,45% - мужского пола. Средний возраст испытуемых составил 41,43 полных лет.

В ходе исследования мы разбили социальных работников на две группы. В первую группу вошли менеджеры, то есть руководители, организаторы социальной работы, во вторую - непосредственно социальные работники, их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Группа менеджеров социальной работы получила условное название «группа 1", соответственно практические социальные работники вошли в»группу 2".

Для проверки уровня развития профессиональной системы ценностей социальных работников нами использовалась методика М. Рокича.

Анализ достоверности различий позволяет сравнить близость обобщенных иерархий двух групп (табл. 1).

Ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей социальных работников первой группы занимают ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); счастливая семейная жизнь; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Далее следуют индивидуальные ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и абстрактные ценности: развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). В нижней части иерархии ценностей первой группы социальных работников расположились пассивные ценности: жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве). Замыкают иерархию ценностей первой группы: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций социальных работников первой группы условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; индивидуальные ценности; абстрактные ценности; пассивные ценности. Ведущие ранги среди этих блоков принадлежат ценностям личной жизни и ценностям профессионального самоопределения.

Таблица 1

Групповая иерархия терминальных ценностей в исследуемых группах

№ п/п

Ценности

Группа

t

р

1

2

ср.
ранг

гр.
ранг

cр.
ранг

гр.
ранг

1

Здоровье

5,10±0,91

1

3,17±0,67

1

1,69

0,0954

2

Интересная работа

5,34±0,71

2

7,06±0,70

7

-1,51

0,1357

3

Наличие верных друзей

6,31±0,58

3

6,44±0,56

5

-0,16

0,8667

4

Любовь

6,75±0,89

4

4,55±0,74

2

1,89

0,0629

5

Счастливая семейная жизнь

7,17±0,99

5

5,93±0,87

3

0,93

0,3539

6

Познание

8,72±0,82

6

12,00±0,63

14

-3,14

0,0026

7

Активная деятельная жизнь

8,75±0,82

7

6,86±0,85

6

1,42

0,1607

8

Материально обеспеченная жизнь

8,82±1,00

8

6,31±0,70

4

2,05

0,0447

9

Уверенность в себе

9,06±0,68

9

9,17±0,83

8

-0,09

0,9243

10

Развитие

9,41±0,81

10

10,89±0,84

10

-1,26

0,2115

11

Свобода

9,51±0,82

11

12,89±0,74

16

-3,04

0,0035

12

Продуктивная жизнь

10,27±0,91

12

11,34±0,56

12

-0,99

0,3258

13

Жизненная мудрость

10,41±0,89

13

9,31±0,78

9

0,92

0,3568

14

Общественное признание

11,55±0,86

14

10,93±0,71

11

0,55

0,5821

15

Красота природы и искусства

11,89±0,79

15

11,82±0,92

13

0,05

0,9550

16

Творчество

12,82±0,79

16

15,20±0,47

18

-2,57

0,0126

17

Счастье других

13,34±0,88

17

12,31±0,89

15

0,81

0,4161

18

Развлечения

15,41±0,58

18

14,37±0,64

17

1,19

0,2383

Следовательно, для первой группы социальных работников эти ценности являются предпочитаемыми.

Для второй группы среди терминальных ценностей ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье; любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; активная деятельная жизнь. Следующий блок ценностей можно обозначить как ценности профессиональной самореализации и пассивные ценности: интересная работа; уверенность в себе; жизненная мудрость; развитие; общественное признание; продуктивная жизнь; красота природы и искусства; познание; счастье других. Последние ранги получили такие ценности, как свобода, развлечения, творчество.

Статистически значимые различия в иерархиях ценностных ориентаций двух групп наблюдаются по таким ценностям, как познание (р = 0,0026), материально обеспеченная жизнь (р = 0,0447) и творчество (р = 0,0126). При этом значимость ценностей познания и творчества, которые входят в первый блок профессиональных ценностей социального работника, выше у испытуемых первой группы по сравнению со второй группой.

Анализ групповых иерархий инструментальных ценностей также выявил достоверные различия между группами (табл. 2).

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей социальных работников первой группы принадлежат ценностям профессиональной самореализации и альтруистическим ценностям: честность (правдивость, искренность); ответственность (чувство долга, умение держать слово); образованность (широта знаний, высокая общая культура); исполнительность (дисциплинированность); чуткость (заботливость); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). Можно выделить следующий блок ценностей: ценности самоутверждения и ценности межличностного общения - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); воспитанность (хорошие манеры); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); жизнерадостность (чувство юмора); аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не уступать перед трудностями). Завершают иерархию инструментальных ценностей социальных работников первой группы рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Таблица 2

Групповая иерархия инструментальных ценностей в исследуемых группах

№ п/п

Ценности

Группа

t

р

1

2

ср.
ранг

гр.
ранг

cр.
ранг

гр.
ранг

1

Честность

4,48±0,77

1

4,55±0,78

1

-0,06

0,9505

2

Ответственность

5,20±0,67

2

6,03±0,75

2

-0,81

0,4158

3

Образованность

6,86±0,90

3

8,65±1,01

7

-1,31

0,1930

4

Исполнительность

8,27±0,83

4

8,00±0,77

6

0,24

0,8090

5

Чуткость

8,44±0,96

5

6,89±0,87

4

1,19

0,2389

6

Терпимость

8,65±0,93

6

8,89±0,95

8

-0,17

0,8579

7

Самоконтроль

8,75±0,83

7

9,34±0,79

10

-0,50

0,6128

8

Воспитанность

9,03±0,90

8

6,20±0,74

3

2,40

0,0194

9

Широта взглядов

9,13±0,93

9

10,68±0,86

12

-1,21

0,2293

10

Независимость

9,65±0,87

10

11,82±0,84

15

-1,78

0,0799

11

Жизнерадостность

9,79±0,94

11

9,10±0,88

9

0,53

0,5953

12

Аккуратность, чистоплотность

9,93±0,89

12

7,31±0,79

5

2,19

0,0325

13

Эффективность в делах

10,06±0,80

13

10,93±0,84

14

-0,73

0,4627

14

Смелость в отстаивании своих взглядов

10,24±0,70

14

10,89±0,64

13

-0,68

0,4965

15

Твердая воля

11,34±0,82

15

9,93±0,88

11

1,16

0,2471

16

Рационализм

11,44±0,72

16

11,89±0,82

16

-0,40

0,6844

17

Непримиримость к недостаткам в себе и других

13,82±0,79

17

13,96±0,72

17

-0,12

0,8985

18

Высокие запросы

14,93±0,95

18

15,13±0,86

18

-0,16

0,8732

Таким образом, ведущими инструментальными ценностями для социальных работников первой группы являются ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности.

Инструментальные ценностные предпочтения второй группы расположились в несколько ином порядке. Ведущие позиции заняли ценности межличностного общения и ценности профессиональной самореализации: честность; ответственность; воспитанность; чуткость; аккуратность, чистоплотность; исполнительность. Далее следует два блока ценностей - это индивидуалистические ценности и альтруистические ценности: образованность; терпимость; жизнерадостность; самоконтроль; твердая воля; широта взглядов; смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; эффективность в делах; независимость. Завершают иерархию инструментальных ценностей социальных работников второй группы рационализм, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы.

Анализ ценностных предпочтений выявил различия в системах ценностей двух групп. В первой группе социальных работников в системе ценностных ориентаций одну из ведущих ролей играют ценности профессиональной самореализации, которые реализуются за счет альтруистических и профессиональных ценностей. Если учесть, что инструментальные ценности (ценности-средства) являются средствами достижения терминальных ценностей (ценностей-целей), то профессиональная система ценностей социальных работников определяется стремлением к интересной работе, познанию, которые, в свою очередь, достигаются и реализуются посредством честности, ответственности, образованности (широты знаний, высокой общей культурой), исполнительности, чуткости и терпимости к взглядам и мнениям других людей.

Для второй группы ведущими ценностями являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности, которые достигаются посредством ценностей межличностного общения и ценностей профессиональной самореализации.

Исходя из приведенных данных, необходимо отметить, что у социальных работников первой группы в индивидуальной ценностной системе преобладают выделенные нами два блока профессиональных ценностей социальной работы. В первый блок вошли такие терминальные ценности, как интересная работа и познание. Второй блок составили следующие инструментальные ценности: честность, ответственность, чуткость и терпимость.

У социальных работников второй группы в индивидуальной ценностной системе профессиональные ценности социальной работы расположились иным образом. В первый блок вошла ценность «активная деятельная жизнь», которая не является приоритетной в системе ценностей социальных работников второй группы. Второй блок составили такие ценности, как честность, ответственность и чуткость, занимающие верхние позиции в ценностной иерархии. Следовательно, у социальных работников второй группы профессиональная система ценностей носит инструментальный характер, т.е. инструментальные ценности (ценности-средства) являются преобладающими в профессиональной системе ценностей, тогда как терминальные ценности (ценности-цели), которые определяют направленность деятельности индивида на те или иные цели, носят индивидуальный, личностный характер.

Существенные различия в системах ценностей между двумя группами социальных работников связаны, на наш взгляд, во-первых, с обнаруженной разницей в стаже профессиональной деятельности: средний показатель стажа профессиональной деятельности первой группы равен 9,34 года, второй - 3,55 лет (р = 0,0017) и во-вторых, со спецификой их деятельности: первую группу составляют управленцы, которые определяют основные цели деятельности, вторую группу - непосредственные исполнители, которые реализуют поставленные цели.

Таким образом, система ценностей социальных работников первой группы включает в себя профессиональные ценности терминального и инструментального характера, тогда как в системе ценностей социальных работников второй группы профессиональные ценности носят только инструментальный характер.

Список литературы

  1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. 342 с.
  2. Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под. ред. Ю.Б. Шапиро М.: Аспект Пресс. 1997. 223 с.
  3. Обучение социальной работе: преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. 157 с.
  4. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174 с.
  5. Рамон Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 29 - 44.
  6. Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.
  7. Хиндука Ш.К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.13-28.
  8. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1. С. 115-124.
  9. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 50-56.
  10. Soyer, R. The Right to Fail. In: McDermott J.(ed.) Self Determination in Social Work. Routledge. London, 1975.

Мальцев В.А.,

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

См. также