ENG
         
hpsy.ru/

../../Особенности системы ценностных ориентаций студентов с различной мотивацией выбора профессии

В последние годы вопросам изучения мотивации выбора профессии и учебной деятельности студентов вуза уделяется особое внимание. Это связано с тем, что вопрос о мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.

Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности.

Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. Б.Ф. Ломов под мотивационной сферой личности понимает «всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни» [2, c. 313]. В целом эта система динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Мотивы отличаются разной степенью устойчивости, одни - доминирующие, стержневые, прочно сохраняются длительное время, иногда всю жизнь, именно в них, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляется направленность личности. Смена их происходит при существенных изменениях условий жизнедеятельности личности, ее отношений с обществом. Другие мотивы менее устойчивы, более вариативны, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации.

Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, взаимное усиление или ослабление мотивов. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами.

Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганды и т.д. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей. Объективным основанием испытываемой личностью борьбы мотивов являются реальные противоречия, возникающие в обществе [2, c.118].

Многими исследователями отмечается тесная связь мотивационной сферы личности с ее ценностными ориентациями. В.А. Ядов, разграничивая социально-психологический и общепсихологический подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии - изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [4, c.16].

По словам Б.Ф. Поршнева [3, c.344-349], основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, «ибо ценность - единственная мера сопоставления мотивов» [1, c.122]. Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. По мнению Ф.Е. Василюка, это значит, что ценность должна быть подведена под категорию мотива.

Изучение мотивации профессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования, профессиональной подготовки под воздействием социально-экономических реалий современного периода развития общества. Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране существенно изменило ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми. Это и предопределило выбор темы данного исследования.

Для выявления мотивов и факторов выбора профессии была использована разработанная нами анкета, которая включала группу профессиональных и познавательных мотивов, мотивов достижения и самореализации, мотивов общественной значимости и социального престижа профессии и т.д.

При разработке анкеты мы опирались на представления о том, что в основе предпочтительного отношения к выбору студентами определенного факультета или специальности лежит профессиональная направленность, понимаемая как система устойчивых мотивов его деятельности. Раскрыть психологическое содержание профессиональной направленности студента возможно при выявлении иерархической системы мотивов, определении ведущего, доминирующего в данной системе мотива, который и задает общий личностный смысл выбора профессии.

Для изучения особенностей системы ценностных ориентаций личности студентов с различными мотивами выбора профессии была использована методика М. Рокича в адаптации А.А. Гоштаутаса, А.А.Семенова, В.А. Ядова и модификации Д.А. Леонтьева.

В исследовании приняли участие 118 студентов первого курса юридического факультета Кемеровского государственного университета, из них 64% девушек и 36% юношей.

Выбор факультета для проведения исследования был обусловлен тем, что у студентов юридического, экономического, социально-психологического факультетов, как показали предыдущие исследования [5], наиболее ярко выражена трансформация в системе мотивации профессионального выбора по сравнению со студентами других факультетов. Структурные компоненты мотивации этих студентов зачастую смещаются в сторону престижности профессии в условиях рынка, что открывает путь к высокому общественному статусу и частному предпринимательству, а следовательно, к преуспеванию и материальной обеспеченности.

Выявление с помощью анкеты ведущих мотивов профессионального выбора послужило основанием для разделения всей выборки студентов на группы, существенно отличающиеся по обобщенным вариантам личностного и профессионального самоопределения.

К первой группе (41 % от общего числа студентов, принявших участие в исследовании) были отнесены студенты с доминирующими профессиональными мотивами (интерес к выбранной профессии, ее содержанию и творческим возможностям; убежденность в своих способностях к данной профессии).

Во вторую группу (17% респондентов) вошли студенты, для которых характерно доминирование как профессиональных мотивов (интерес к выбранной профессии), так и мотивов общественной значимости и социального престижа будущей профессии.

Третью группу (34%) составили студенты с преобладанием мотивов социального престижа - общественный авторитет и престижность профессии, а также с преобладанием результативных мотивов - стремлением к материальному благополучию, потреблению, формальным достижениям, т.е. карьере, власти, славе, богатству и т.д.

В четвертую группу (8%) вошли студенты с узкосоциальной мотивацией выбора профессии. Ведущими мотивами в этой группе стали социальная идентификация с родителями, компетентными в этой области людьми. Именно мнение, совет родителей, других значимых лиц, пример сверстников во многом определили выбор профессии. Для этой группы также характерно преобладание мотивов избегания неудач, ответственности и долга перед родителями, близкими и т.д.

Исследование системы ценностных ориентаций в выделенных нами группах студентов позволило выявить следующие особенности (табл. 1).

Таблица 1

Среднегрупповые показатели значимости терминальных ценностей в группах студентов с различной мотивацией выбора профессии

Терминальные ценности

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

1.

Активная деятельная жизнь

6,6

6,3

7,4

8,3

2.

Жизненная мудрость

7,3

10,2

9,3

11,6

3.

Здоровье

7,2

6,9

7,2

9,4

4.

Интересная работа

9,2

8,2

9,9

9,1

5.

Красота природы и искусства

13,6

13,7

14,3

13,8

6.

Любовь

7,8

5,5

7,9

5,7

7.

Материально обеспеченная жизнь

8,4

8,9

5,8

4,4

8.

Наличие хороших и верных друзей

6,8

7,1

6,3

6,9

9.

Общественное признание

10,8

10,4

9,6

9,0

10.

Познание

9,4

11,3

10,1

9,9

11.

Продуктивная жизнь

10,3

11,2

11,2

10,3

12.

Развитие

8,4

9,1

7,9

9,0

13.

Развлечение

14,1

12,4

12,0

12,8

14.

Свобода

7,3

7,5

7,5

9,1

15.

Счастливая семейная жизнь

10,2

6,5

10,4

10,0

16.

Счастье других

13,6

13,0

13,8

13,6

17.

Творчество

12,3

14,1

13,2

12,0

18.

Уверенность в себе

7,1

6,5

7,0

6,3

В иерархии терминальных ценностей у студентов первой группы ведущее место занимает активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье, уверенность в себе. Во второй группе студентов ведущими терминальными ценностями являются любовь, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. Для третьей группы студентов доминирующими ценностями являются материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, здоровье. В число доминирующих терминальных ценностей четвертой группы студентов также входят материально обеспеченная жизнь, любовь, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей.

Сопоставление иерерхии терминальных ценностей в группах студентов с различной мотивацией выбора профессии позволило выявить большее сходство между первой и второй, третьей и четвертой группами.

В системе инструментальных ценностей студентов, отнесенных к первой группе, более высокий ранг занимают ценности ответственности, самоконтроля, воспитанности, независимости. Для второй группы студентов ведущими ценностями являются воспитанность, честность, ответственность. Третья группа студентов характеризуется ориентацией на такие жизненные ценности, как жизнерадостность, ответственность, воспитанность, аккуратность и чистоплотность, четвертая - ответственность, твердую волю, самоконтроль, эффективность в делах и образованность (табл. 2).

Таблица 2

Среднегрупповые показатели значимости инструментальных ценностей в группах студентов с различной мотивацией выбора профессии

Инструментальные ценности

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

1.

Аккуратность и чистоплотность

10,0

9,0

7,9

9,5

2.

Воспитанность

7,6

5,9

7,8

8,6

3.

Высокие запросы

14,0

15,3

13,0

13,3

4.

Жизнерадостность

8,6

8,9

7,1

11,1

5.

Исполнительность

11,0

10,1

11,3

8,8

6.

Независимость

7,6

7,6

8,0

9,3

7.

Непримиримость к недостаткам в себе и других

14,9

14,9

13,7

12,5

8.

Образованность

8,1

9,6

8,3

7,7

9.

Ответственность

6,4

6,2

7,6

5,5

10.

Рационализм

7,7

9,9

9,9

11,5

11.

Самоконтроль

7,3

9,0

7,9

7,3

12.

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

8,3

8,2

10,3

9,9

13.

Твердая воля

9,3

7,8

9,1

6,3

14.

Терпимость

11,2

9,9

10,4

12,5

15.

Честность

7,5

5,9

9,4

8,1

16.

Чуткость

12,0

10,8

10,6

12,1

17.

Широта взглядов

9,2

9,5

9,2

9,8

18.

Эффективность в делах

11,3

13,0

9,9

7,4

Различия в четырех исследуемых группах студентов достигают статистически значимых пределов для 6 из 18 терминальных ценностей и для 6 инструментальных. Примерно равное число достоверных различий выявлено при сопоставлении результатов в 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, 2-й и 3-й группах.

Относительно невелики различия ценностных ориентаций у студентов 2-й и 4-й группы. Однако различное отношение к такой ценности как материальная обеспеченность свидетельствует о том, что для студентов четвертой группы, где эта ценность является доминирующей, выбор профессии во многом определяется прагматическими целями.

Отсутствие достоверно значимых различий в системе ценностных ориентаций студентов 3-й и 4-й группы может свидетельствовать о схожести позиций в мотивах выбора профессии (табл. 3).

Таблица 3

Достоверно значимые различия в системе ценностных ориентаций исследуемых групп

Терминальные ценности

Различия в группах при
р < 0,05

Инструментальные ценности

Различия в группах при
р < 0,05

1.

Активная деятельная жизнь

Аккуратность и чистоплотность

1-3

2.

Жизненная мудрость

1-2; 1-4

Воспитанность

3.

Здоровье

Высокие запросы

4.

Интересная работа

Жизнерадостность

5.

Красота природы и искусства

Исполнительность

6.

Любовь

Независимость

7.

Материально обеспеченная жизнь

1-3; 1-4; 2-4

Непримиримость к недостаткам в себе и других

1-2

8.

Наличие хороших и верных друзей

Образованность

9.

Общественное признание

1-2

Ответственность

10.

Познание

Рационализм

1-3; 1-4

11.

Продуктивная жизнь

Самоконтроль

12.

Развитие

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

1-3

13.

Развлечение

1-3

Твердая воля

14.

Свобода

Терпимость

15.

Счастливая семейная жизнь

2-3

Честность

2-3

16.

Счастье других

Чуткость

17.

Творчество

Широта взглядов

18.

Уверенность в себе

1-2

Эффективность в делах

1-4; 2-3

Дополнительной задачей нашего исследования являлось выявление особенностей в мотивации выбора профессии и системы ценностных ориентаций в мужской и женской части выборки.

К числу ведущих мотивов выбора профессии у юношей относятся престижность профессии, на что указало 90% респондентов этой группы; интерес к профессии (67%); необходимость получения высшего образования для того, чтобы стать хорошим специалистом (60%); содержание и творческие возможности профессии (57%); убежденность в своих способностях к данной профессии (48%).

В группе девушек первого курса юридического факультета ведущими мотивами выбора профессии стали интерес к профессии (83%); престижность профессии (79%); желание реализовать себя как личность через успешную учебу и профессиональную деятельность (70%); содержание и творческие возможности профессии (58%); убежденность в своих способностях к данной профессии (45%).

Остальные мотивы выбора профессии в группах юношей и девушек выражены в меньшей степени и на долю каждого мотива приходится от 40% и менее.

Как видно из полученных результатов, выбор профессии юношами во многом определяется результирующими, прагматическими мотивами. Для девушек в большей степени характерна выраженность мотивов самореализации, творческих возможностей профессии.

При анализе системы ценностных ориентаций в группах юношей и девушек юридического факультета были выявлены следующие различия. В иерархии терминальных ценностей в юношеской группе доминируют активная жизненная позиция, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье. Доминирующими терминальными ценностями в группе девушек являются активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа.

Наиболее высокий ранг значимости в иерархии инструментальных ценностей юношей и девушек имеют ответственность, воспитанность, честность, самоконтроль. Существенных различий в доминирующих инструментальных ценностях не наблюдается.

Достоверно значимые различия в системе ценностных ориентаций в сопоставляемых группах выявлены по таким ценностям, как общественное признание и непримиримость к недостаткам. При этом юноши дают этим ценностям более высокие оценки по сравнению с девушками.

В целом анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

Отношение студенческой молодежи к получению высшего образования и выбору профессии в современных социально-экономических условиях становится более прагматичным, существенно меняется структура мотивов и начинают преобладать результирующие, экономические мотивы, а профессия зачастую становится лишь инструментом для достижения этих целей.

Различия в мотивации профессионального выбора позволяют выделить группы студентов с различной направленностью профессионального самоопределения.

Студенты с различной мотивацией выбора профессии характеризуются наличием особенностей в системе ценностных ориентаций личности.

Сходство в ведущих мотивах выбора профессии и доминирующих жизненных ценностях в группах юношей и девушек может свидетельствовать об отсутствии ярко выраженной гендерной поляризации в вопросах жизненного и профессионального самоопределения современной студенческой молодежи.


Список литературы

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  3. Поршнев Б.Ф. Функция выбора - основа личности // Проблемы личности: материала симпозиума. М., 1969. С.344-349.
  4. Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России, 1997. № 2. С.68-78.
  5. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.

Мартынова Т.Н.,

Кемеровский государственный университет.

См. также