ENG
         
hpsy.ru/

../../Роль мотивации выбора профессии в процессе становления социального работника

В научной литературе все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Сегодня в социальных службах России работает очень много людей, которые не имеют соответствующего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе. Эти функции в большинстве случаев заключаются в осуществлении «бумажной работы»: сбор документов, работа с архивом, выдача справок и т.п. Но совершенно очевидно, что понятие «профессия социального работника» гораздо шире понятия «деятельность социального работника». Профессия социального работника относится к типу профессий «человек - человек», что требует более высокой квалификации специалиста.

В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации.

Достижению профессионального мастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.

Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.

Согласно первому подходу потребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.

Основа второго подхода - процессуальные теории. К ним относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.

Эти работы стали основой для разработки методологического инструментария исследования мотивации у будущих социальных работников, изучение которой проводилось на базе филиала КемГУ в городе Прокопьевске. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.

На данном этапе работы мы можем привести результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. На данный момент вопрос мотивации социальных работников изучен недостаточно. Порой неясно: имеется ли интерес у социального работника к результату труда, или он только участвует в процессе? Почему студент учится по специальности «Социальная работа», и будет ли он работать в социальных службах?

В исследовании участвовали 150 студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Использовались следующие методы исследования: анкетирование и анализ письменных работ на тему «Почему я выбрал специальность социальная работа?».

Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивом выбора специальности «социальная работа» у студентов выступает «возможность принести пользу людям» (85 % опрошенных). При оценке будущей работы большое число студентов обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79 %). Интересен тот факт, что на вопрос «Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?» - «высокие доходы» назвали лишь 6 %. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях социальной сферы. Так вариант ответа «в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост» выбрали 10 % опрошенных.

Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущей мотивации:

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Чего вы ждете от работы по специальности «социальная работа»?»

Ведущая мотивация

Критерии значимости

В %
от числа
респондентов

Содержательная мотивация:

Творческий, интересный характер работы

95

Ее соответствие моим способностям, умениям

74

Самостоятельность, независимость

9

Связь с современной техникой, технологией

7

Возможность реализовать свой потенциал

28

Мотивы социальной значимости:

Возможность принести пользу людям

85

Возможность достичь признания, уважения

11

Статусные мотивы:

Возможность получать высокие доходы

6

Возможность занять высокий пост.

10

Высокий престиж профессии

35

Таким образом, для респондентов наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе специальности «социальная работа». Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника - профессионала просто невозможно.

Письменная работа на тему «Почему я выбрал специальность социальная работа?» проводилась на первых курсах с 2001 по 2004 год. В исследовании участвовало 163 человека.

Результаты позволяют сделать вывод о том, что у первокурсников наблюдается узкое, одностороннее представление о профессии социального работника. Для большинства характерно незнание специализаций, направлений и сфер приложения профессии «социальная работа». Так среди объектов помогающего процесса студенты чаще всего (в 68 % работ) называют лишь пенсионеров и детей - сирот. Главным мотивом выбора профессии выступает «желание работать с людьми, оказывать им помощь» (96 %).

В 72 % сочинений высказывания носят обезличенный характер: «сейчас многие люди нуждаются в помощи», «общество должно помогать нуждающимся». Можно сделать вывод, что студенты не понимают своей роли в решении социальных проблем. Кроме того, успех в своей будущей работе респонденты описывают через подчеркивание неудач и несостоятельности других «я буду востребован на рынке труда, так как сейчас рабочие места занимают непрофессионалы»; «нуждающихся в нашей стране очень много, поэтому без работы я не останусь».

Также результаты анализа письменных работ позволяют выявить две группы респондентов. У первой группы преобладают гуманистические мотивы при выборе профессии, причем ярко выражен эмоциональный компонент и мотив сочувствия. Вторая группа характеризуется так называемой компенсаторной мотивацией (статусные мотивы тем выше, чем ниже альтруистическая мотивация). Компенсаторная профессиональная мотивация является противопоказанием к выполнению социальной работы (больше проблем у клиента - больше возможностей показать себя - выше самооценка). Однако чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувствия людям, желания помочь, необходимы систематизированные теоретические знания, а также разработка и реализация специальных программ по прохождению практики в процессе обучения. Полученные результаты исследования обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки и профессионального воспитания в процессе обучения социальных работников.

Литература

  1. Албегова, И. Ф. Исследование мотивации социальных работников. // Социс. - 2005. - № 7. - С. 78.
  2. Веснин, В. Р.Менеджмент: Учебник. - М.: ТД «ЭЛИТ - 2000», 2003. - 546 с.
  3. Дидковская, Я. В. Динамика профессионального самопределения студентов // Социс. - 2001. - № 7. - с.132.
  4. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРО - ЗНАК», 2003 - 480 с.
  5. Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. - СПб.: Питер; 2003. - 224 с.
  6. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос - пресс. 2003. - 336 с.
  7. Смирнова, Е. Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: «КАРО», 2003. - 176 с.
  8. Социология молодежи / Под ред. Ю. Г. Волкова. - Ростов-н-Дону: феникс, 2001. - 576 с.
  9. Хайруллина, Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. - 2003. - №5. - С. 84-88.

Морозова Н.И., Ерина А.В.,

Статья опубикована в сборнике «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005. Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).