В научной литературе все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Сегодня в социальных службах России работает очень много людей, которые не имеют соответствующего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе. Эти функции в большинстве случаев заключаются в осуществлении «бумажной работы»: сбор документов, работа с архивом, выдача справок и т.п. Но совершенно очевидно, что понятие «профессия социального работника» гораздо шире понятия «деятельность социального работника». Профессия социального работника относится к типу профессий «человек - человек», что требует более высокой квалификации специалиста.
В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации.
Достижению профессионального мастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.
Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.
Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.
Согласно первому подходу потребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.
Основа второго подхода - процессуальные теории. К ним относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.
Эти работы стали основой для разработки методологического инструментария исследования мотивации у будущих социальных работников, изучение которой проводилось на базе филиала КемГУ в городе Прокопьевске. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.
На данном этапе работы мы можем привести результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».
Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. На данный момент вопрос мотивации социальных работников изучен недостаточно. Порой неясно: имеется ли интерес у социального работника к результату труда, или он только участвует в процессе? Почему студент учится по специальности «Социальная работа», и будет ли он работать в социальных службах?
В исследовании участвовали 150 студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Использовались следующие методы исследования: анкетирование и анализ письменных работ на тему «Почему я выбрал специальность социальная работа?».
Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивом выбора специальности «социальная работа» у студентов выступает «возможность принести пользу людям» (85 % опрошенных). При оценке будущей работы большое число студентов обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79 %). Интересен тот факт, что на вопрос «Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?» - «высокие доходы» назвали лишь 6 %. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях социальной сферы. Так вариант ответа «в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост» выбрали 10 % опрошенных.
Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущей мотивации:
Распределение ответов на вопрос «Чего вы ждете от работы по специальности «социальная работа»?»
Ведущая мотивация |
Критерии значимости |
В % |
Содержательная мотивация: |
Творческий, интересный характер работы |
95 |
Ее соответствие моим способностям, умениям |
74 |
|
Самостоятельность, независимость |
9 |
|
Связь с современной техникой, технологией |
7 |
|
Возможность реализовать свой потенциал |
28 |
|
Мотивы социальной значимости: |
Возможность принести пользу людям |
85 |
Возможность достичь признания, уважения |
11 |
|
Статусные мотивы: |
Возможность получать высокие доходы |
6 |
Возможность занять высокий пост. |
10 |
|
Высокий престиж профессии |
35 |
Таким образом, для респондентов наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе специальности «социальная работа». Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника - профессионала просто невозможно.
Письменная работа на тему «Почему я выбрал специальность социальная работа?» проводилась на первых курсах с 2001 по 2004 год. В исследовании участвовало 163 человека.
Результаты позволяют сделать вывод о том, что у первокурсников наблюдается узкое, одностороннее представление о профессии социального работника. Для большинства характерно незнание специализаций, направлений и сфер приложения профессии «социальная работа». Так среди объектов помогающего процесса студенты чаще всего (в 68 % работ) называют лишь пенсионеров и детей - сирот. Главным мотивом выбора профессии выступает «желание работать с людьми, оказывать им помощь» (96 %).
В 72 % сочинений высказывания носят обезличенный характер: «сейчас многие люди нуждаются в помощи», «общество должно помогать нуждающимся». Можно сделать вывод, что студенты не понимают своей роли в решении социальных проблем. Кроме того, успех в своей будущей работе респонденты описывают через подчеркивание неудач и несостоятельности других «я буду востребован на рынке труда, так как сейчас рабочие места занимают непрофессионалы»; «нуждающихся в нашей стране очень много, поэтому без работы я не останусь».
Также результаты анализа письменных работ позволяют выявить две группы респондентов. У первой группы преобладают гуманистические мотивы при выборе профессии, причем ярко выражен эмоциональный компонент и мотив сочувствия. Вторая группа характеризуется так называемой компенсаторной мотивацией (статусные мотивы тем выше, чем ниже альтруистическая мотивация). Компенсаторная профессиональная мотивация является противопоказанием к выполнению социальной работы (больше проблем у клиента - больше возможностей показать себя - выше самооценка). Однако чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувствия людям, желания помочь, необходимы систематизированные теоретические знания, а также разработка и реализация специальных программ по прохождению практики в процессе обучения. Полученные результаты исследования обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки и профессионального воспитания в процессе обучения социальных работников.
Статья опубикована в сборнике «Вестник Кемеровского
Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: «Компания
ЮНИТИ», 2005. Публикация осуществляется по согласованию с
редколлегией и составителями сборников.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей
Викторович (mail: spf@kemsu.ru).