ENG
         
hpsy.ru/

../../Победное шествие нарциссизма

Жанр эссе в психологической литературе уже не нов. На нашем сайте время от времени публикуются эссе разных авторов. Они, как правило, написаны по следам работы с клиентами, собственной терапии или своеобразной творческой рефлексии окружающего и весьма отличаются от, ставших уже традиционными для hpsy.ru, книг, статей и диссертаций. Этот жанр позволяет авторам иногда в двух строчках передать то, что не опишешь и в нескольких статьях. Полутона, интонации, оттенки отношений, чувств и жизненных ситуаций как нельзя лучше проявляются в этой своеобразной художественно-философской прозе. С целью развития этого жанра, предоставления возможности авторам встретиться и пообщаться с читателями, получить отзывы, усовершенствовать свой стиль мы объявляем месяц психологических эссе.

Это эссе - результат обсуждения темы, предложенной не так давно в два психологических сообщества.
Нарциссизм - то есть повышенная, до патологии, любовь к себе и болезненная фокусировка сознания на собственной персоне - как психологический феномен был известен во все времена. Но именно в последние годы возникла любопытная тенденция: в моде объявлять «с крыши», о чем прежде шепталось или говорилось намеками, публично заявлять о страстной любви к себе, больше того - обожании. Вплоть до самообожествления.

Оговорюсь сразу: нарциссизм не имеет ничего общего со здоровой, естественной любовью к самому себе, о которой тоже в последнее время исключительно много пишут и говорят. (Возможно, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, любят себя все - за исключением тяжелых патологических случаев, но вот осознание и адекватное проявление этой любви может стать проблемой. Как и часто встречающийся недостаток самоуважения.)

Вот в одной из ТВ-передач стилист Зверев целует зеркало, говоря о безумном желании себя изнасиловать, о своей неземной красоте (с его-то лицом, мягко говоря, не пощаженном пластической хирургией) и о своей гениальности…
И в моей квартире - такое же исцелованное зеркало: молодым человеком, пришедшим на день рождения к дочке и пожелавшим публично продемонстрировать, до какой степени себя обожает…
Вот писатель в годах, талантливый и успешный (пишущий в жанре фэнтези) советует пришедшим к нему в гости молодым людям запоминать или записывать его слова, поскольку им повезло пообщаться с «живым классиком» (без тени иронии, ей-богу)…
И ему вторит юная девушка, выставившая в сети множество слабеньких строк и вполне серьезно - публично - рассуждающая, насколько гениально ее «творчество»…
И знакомая художница, чья излюбленная тема разговоров - сложная, глубокая и противоречивая любовь, единственная любовь в её жизни - к самой себе, и опять-таки «гениальность», увы, мало кем замечаемая…
А чего стоит название фильма («Богиня…») и вышедшая следом книжка, чей автор, послушно согласившись с само-определением, озаглавил её «Разговоры с богиней»?..

Это я к тому, что нарциссизму покорны все возрасты. И от социального признания (степени успешности) он не зависит.
А если пообщаться на суицидных форумах (чем я занималась немалое время), то окажется, что здесь нарциссом является каждый второй, если не больше.

Отчего так? Что это за «новомодное» веяние?.. Гордиться и выставлять на всеобщее обозрение то, чего в прежние времена стыдились… (Невольно приходит в параллель однополая любовь, бисексуальность, садо-мазо… - все то, что в нынешние времена также стало предметом гордости.)

Тема вызвала немало откликов. Помимо апологии нарциссизма как весьма ценного явления и упреков автору то в проекции (сама такая), то в ханжестве, можно вычленить следующие.
Говорилось о механизмах защиты и гиперкомпенсации, свойственных подростковому либо инфантильному сознанию; о развале Союза и поменявшихся идеологических ценностях («В СССР полагалось ставить себя ниже общества и ниже коллектива - сейчас СССР распался и началась реакция: многие объявляют себя пупом земли»); о необходимости
«продавать» себя на рынке и, соответственно, уметь себя «рекламировать»; о влиянии масскультуры, превращающей её потребителей в «жертв всевозможных пособий типа «Как стать суперстервой за пять дней»»; о расширившихся границах мира («мир стал шире - ТВ, инет, пресса и пр. - все это давит, и теперь недостаточно быть принимаемым во дворе, классе, в семье - нужно всеобщее внимание»)…
Да, все это так.
Но главное, на мой взгляд, - это глубинный кризис. Крах не столько идеологии, сколько веры. И хочется процитировать слова ещё одного участника обсуждения, христианина:
«Причина этого в том, что человек, утратив религиозное переживание собственной важности (за человека в христианстве умирает лично Творец вселенной, в Исламе - мир сотворён ради людей), стал искать другие способы эту важность обрести… Желание ощутить хоть минимум собственной значимости доходит до предела…»

Созонова А.,

Это эссе - результат обсуждения темы, предложенной не так давно в два психологических сообщества.

См. также