Это эссе - результат обсуждения темы, предложенной не так давно в
два психологических сообщества.
Нарциссизм - то есть повышенная, до патологии, любовь к себе и
болезненная фокусировка сознания на собственной персоне - как
психологический феномен был известен во все времена. Но именно в
последние годы возникла любопытная тенденция: в моде объявлять «с
крыши», о чем прежде шепталось или говорилось намеками, публично
заявлять о страстной любви к себе, больше того - обожании. Вплоть
до самообожествления.
Оговорюсь сразу: нарциссизм не имеет ничего общего со здоровой,
естественной любовью к самому себе, о которой тоже в последнее
время исключительно много пишут и говорят. (Возможно, я ошибаюсь,
но, на мой взгляд, любят себя все - за исключением тяжелых
патологических случаев, но вот осознание и адекватное проявление
этой любви может стать проблемой. Как и часто встречающийся
недостаток самоуважения.)
Вот в одной из ТВ-передач стилист Зверев целует зеркало, говоря о
безумном желании себя изнасиловать, о своей неземной красоте (с
его-то лицом, мягко говоря, не пощаженном пластической хирургией)
и о своей гениальности…
И в моей квартире - такое же исцелованное зеркало: молодым
человеком, пришедшим на день рождения к дочке и пожелавшим
публично продемонстрировать, до какой степени себя обожает…
Вот писатель в годах, талантливый и успешный (пишущий в жанре
фэнтези) советует пришедшим к нему в гости молодым людям
запоминать или записывать его слова, поскольку им повезло
пообщаться с «живым классиком» (без тени иронии, ей-богу)…
И ему вторит юная девушка, выставившая в сети множество
слабеньких строк и вполне серьезно - публично - рассуждающая,
насколько гениально ее «творчество»…
И знакомая художница, чья излюбленная тема разговоров - сложная,
глубокая и противоречивая любовь, единственная любовь в её жизни
- к самой себе, и опять-таки «гениальность», увы, мало кем
замечаемая…
А чего стоит название фильма («Богиня…») и вышедшая следом
книжка, чей автор, послушно согласившись с само-определением,
озаглавил её «Разговоры с богиней»?..
Это я к тому, что нарциссизму покорны все возрасты. И от
социального признания (степени успешности) он не зависит.
А если пообщаться на суицидных форумах (чем я занималась немалое
время), то окажется, что здесь нарциссом является каждый второй,
если не больше.
Отчего так? Что это за «новомодное» веяние?.. Гордиться и
выставлять на всеобщее обозрение то, чего в прежние времена
стыдились… (Невольно приходит в параллель однополая любовь,
бисексуальность, садо-мазо… - все то, что в нынешние времена
также стало предметом гордости.)
Тема вызвала немало откликов. Помимо апологии нарциссизма как
весьма ценного явления и упреков автору то в проекции (сама
такая), то в ханжестве, можно вычленить следующие.
Говорилось о механизмах защиты и гиперкомпенсации, свойственных
подростковому либо инфантильному сознанию; о развале Союза и
поменявшихся идеологических ценностях («В СССР полагалось ставить
себя ниже общества и ниже коллектива - сейчас СССР распался и
началась реакция: многие объявляют себя пупом земли»); о
необходимости
«продавать» себя на рынке и, соответственно, уметь себя
«рекламировать»; о влиянии масскультуры, превращающей её
потребителей в «жертв всевозможных пособий типа «Как стать
суперстервой за пять дней»»; о расширившихся границах мира («мир
стал шире - ТВ, инет, пресса и пр. - все это давит, и теперь
недостаточно быть принимаемым во дворе, классе, в семье - нужно
всеобщее внимание»)…
Да, все это так.
Но главное, на мой взгляд, - это глубинный кризис. Крах не
столько идеологии, сколько веры. И хочется процитировать слова
ещё одного участника обсуждения, христианина:
«Причина этого в том, что человек, утратив религиозное
переживание собственной важности (за человека в христианстве
умирает лично Творец вселенной, в Исламе - мир сотворён ради
людей), стал искать другие способы эту важность обрести… Желание
ощутить хоть минимум собственной значимости доходит до предела…»
Это эссе - результат обсуждения темы, предложенной не так давно в два психологических сообщества.