Повышенный интерес к человеку как субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности. Ранее в отечественной литературе указывалось на позитивное значение трудовой деятельности для развития личности, описывались механизмы и условия эффективной профессионализации человека. С другой стороны, назывались негативные психические состояния человека в труде, такие как утомление, монотония, стресс, однако комплексное влияние профессиональной деятельности на психическое и физическое здоровье личности оставалось «за кадром».
Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, рассматривалось изначально, как аспект профессиональный деформации и определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
Сам термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденберегром в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие:
Предложенные три компонента выгорания в какой - то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания, а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей, и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Стоит отметить, что обычно эмоциональное выгорание обычно изучается на примере помогающих профессий (психологов, врачей, психотерапевтов, социальных работников и т.д.), в то время как сам феномен выгорания встречается и в других сферах деятельности, связанных, например, с риском для жизни (военные, работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний).
Нами были рассмотрены особенности синдрома выгорания у служащих системы исполнения наказаний.
Выбор именно этой группы неслучаен. Во-первых, по данным исследователей, эмоциональному выгоранию подвержены представители социально значимых профессий, к которым мы относим и деятельность личного состава ИТУ (по критериям, выделенным Е.А. Климовым):
А. Объект профессиональной деятельности обладает не только социальными, но и субъективными характеристиками: реагированием на профессиональное воздействие по своей собственной, а не профессиональной логике.
Б. Эти профессии обладают свойствами «встречного социального резонанса»: сами зависят от общества, общество зависит от них.
Во-вторых, особенности работы в ИТУ сами по себе являются условиями развития негативных симптомов, ведущих затем к формированию синдрома выгорания в целом. Мы имеем в виду следующие социально-психологические факторы деятельности в ИТУ:
Для определения признаков синдрома выгорания у работников пенитенциарной системы проводился опрос, в котором нужно было отметить наличие и степень выраженности отдельных симптомов (нами использовались выделенные Е.Macher признаки). Многими респондентами отмечались такие негативные переживания, как усталость, утомление, недомогание, бессонница, негативное отношение к самой работе, коллегам, осужденным, агрессивные (в том числе и аутоагрессивные) чувства или намерения, упадническое настроение и связанное с ним эмоции: цинизм, пессимизм, депрессия, чувство беспомощности. Также для оценки уровня эмоционального выгорания нами использовалась методика В.Бойко.
Как показали результаты, большое количество работников ИТУ
сталкиваются с проявлениями синдрома выгорания независимо от
стажа и уровня профессиональной подготовки. Около 60 % испытуемых
выявили наличие синдрома эмоционального выгорания (по
сформированности фаз в целостной картине), причем,
сформированными оказались фазы «резистенция» и «истощение». Во
всей выборке доминирующим оказался симптом «Редукция
профессиональных обязанностей».
Мы определили, что для большинства служащих с синдромом выгорания
в его наиболее выраженной стадии, «истощению» характерно «особое»
отношение к работе, которое мы назвали «идентификацией с
работой». Под этим термином понимается приписывание субъектом
требований, предъявляемых к выполняемой им роли «профессионала» к
себе как субъекту; высокую личностную ценность результатов своей
профессиональной деятельности; понимание им своей работы как
главной жизненной ценности.
Само понятие «идентификация» в психологии не несет негативного оттенка; это естественный и необходимый процесс личностного и профессионального самоопределения, дающий положительный эффект в развитии человека. Субъективное значение работы не ведет прямо и непосредственно к выгоранию; стремление к качественно выполненной работе, к большей информированности в профессиональной области нельзя рассматривать как отрицательный момент в поведении профессионала. Другое дело, когда значительный эмоциональный и энергетический вклад в работу остается без «ответа», без надлежащей компенсации. Причину негативных последствий следует искать в не благоприятном сочетании высокой профессиональной активности индивида с отсутствием соответствующей эмоциональной поддержки и обратной связи со стороны остальных участников профессиональной системы. Именно при таких условиях профессиональные ситуации отличаются наибольшей напряженностью и «взрывоопасностью», требуют значительной мобилизации психических сил. При таком отношении к работе любая, даже незначительная, неудача воспринимается как личная, а замечания со стороны руководства принимаются как претензии к самому себе. В дальнейшем развитая сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни. В случае несоответствия между собственным вкладом или полученным ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития работников ИТУ.
Основываясь на данных собеседований с личным составом, мы определили, что большее значение имеет личностная готовность сотрудников к деятельности в условиях ИТУ.
Иногда термин «готовность» употребляется как синоним термина «пригодность». Однако, стоит отметить, что готовность - более интегральное образование, нежели «пригодность», потому что отражает целостное состояние личности, включающее в себя не только наличие способностей и качеств, необходимых в предстоящей деятельности, но и отношение к ней, выражающееся в потребностях, желаниях, мотивах.
Понятие готовности соотносится также с понятием профессиональной компетентности. Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.
На наш взгляд, компетентность является скорее потенциальной способностью к выполнению какой-либо деятельности, в то время как готовность показывает соотношение потенциального и актуального, возможности и действия, целеполагания и исполнения, личности и деятельности.
Под личностной готовностью нами понимается совокупность качеств личности, являющаяся элементом структуры профессиональной готовности и обеспечивающая эффективность профессиональной деятельности. Личностная готовность помогает правильно использовать знания, опыт, перестраиваться в различных профессиональных ситуациях, является решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального самосовершенствования.
По мнению Е.А.Пырьева, эффективность деятельности профессионала обеспечивается определенным сочетанием качеств личности: активным отношением к деятельности, а также наличием ряда характерологических черт, отражающих специфику деятельности.
Так, исходя из данных опроса работников колоний и следственных изоляторов, мы определили, что более эффективными оказываются те, кто имеет, с одной стороны, высокий уровень стрессоустойчивости, а с другой - занимается какой-либо деятельностью, отличительной от профессиональной (как, например, спорт, творчество, обучение и т.д.). Видимо, творческая деятельность выступает механизмом компенсации негативных переживаний, которые появляются в процессе работы, и способствует конструктивному поведению в условиях напряжения.
Кроме того, у работников, у которых не выявлено признаков синдрома выгорания, оказались сформированными coping-качества, выделенные Е.А.Нартовой-Бочавер: позитивное отношение к риску и трудностям, ответственность, оптимизм, высокая самооценка, инициативность.
Таким образом, мы определили ряд личностных (стрессоустойчивость, coping-качества) и поведенческих (наличие альтернативной деятельности) особенностей, позволяющих субъекту адекватно справляться с признаками синдрома выгорания.
Наталья Самыкина, кандидат психологических наук, старший
преподаватель психологического факультета Самарского
государственного университета
Вадим Сулицкий, главный научный сотрудник НИИ проблем борьбы с
преступностью Национальной академии внутренних дел Украины
Первоисточник публикации:
Соціальна психологія №2 (10), 03.2005