ENG
         
hpsy.ru/

../../Расшифровка лекции профессора Альфреда Лэнгле, вице-президента Международного общества экзистенциального анализа, от 24.01.05, прочитанной на факультете психологии Высшей школы экономики

Введение

Что такое экзистенция? Карл Ясперс: «Сказать жизни 'да' - это человеческий документ». Логотерапия - терапия смысла. Смысл - это категория, сообщающая жизни структуру так же, как грамматика превращает слова в предложения. Если наши поступки не сплетены в структуру, значит, их смысл не ясен. Зачем жить, если не понимаешь грамматику жизни? Экзистенциальный анализ - направление психотерапии, позволяющее работать со всеми психическими нарушениями. В современной психологии смысл - специальная тема, связанная с фрустрацией, лишающей человека ориентации. В «несмотря на» содержится сила сопротивления человека. «Несмотря на» тесно связано с нахождением смысла. Однако экзистенциальный анализ позволяет рассматривать человека не только в контексте «несмотря на», но и позволяет изучить его перспективы (отношение к себе, к людям и т.д.).

Цель экзистенциального анализа - помощь человеку в обретении внутреннего согласии, жизни в согласии с самим собой. Внутреннее согласие выражается следующей фразой: «Всему, что я делаю, я могу сказать 'да'», и это «да» выходит за рамки рефлексии. Это наличие конгруэнтного согласия. Если его нет, мы живем нецелостно. Произвести в себе его нельзя, его можно лишь найти в себе как во внутреннем зеркале. И каждый раз чувства дают знания: правильно ли мы живем или нет. Существуют различные возможности, с помощью которых мы можем ориентироваться в жизни. Ориентация на себя одновременно может быть и плюсом, и минусом. Плюс в том, что мы живем своей жизнью и ничто не может дать нам большей наполненности. Риск же - конфликт с другими людьми.

Внутреннее согласие строится на четырех пунктах:

1. Согласие с условиями мира (невозможность их изменить).
Эти реалии образуют структуру экзистенции. С фактом пребывания в мире связаны экзистенциальные задачи: я в этом мире, это факт. Эти условия - выхов для человека и его существования. Возникает вопрос: могу ли я быть в этом мире? Если я не могу здесь быть, это невыносимое чувство. Оно возникает, если я не могу принять измену, болезнь, трудности. Если принять не узнается, возникает страх: мое бытие в опасности. Я в этих условиях не могу жить.

2. Принятие того, что мы живем, развиваемся, стареем и умираем.
Я живу, но вообще хочется ли мне жить? Хочу ли я участвовать в жизни, согласен ли я с этим фактом? Ведь я живой человек. У меня есть биологические и психические потребности. Могу ли я принять факт, что я буду стареть и умирать? Если я не могу этого принять, жить я все равно буду, только говоря жизни «нет» и получая стресс. А что такое стресс? Это нарушенное отношение к жизни, вызывающее депрессию. Это страдание: «мне не хочется и не нравится жить». В подобной жизни мало ценности, в ней ничто не радует. Причины же могут быть самые разнообразные.
Депрессия означает, что в глубине мне не хватает согласия с этой жизнью, мне действительно не хочется жить.

3. Я - личность, индивидуальность. Нет другого такого, как я.
Я должен жить с другими и одновременно я переживаю свою инакость, чувствую, что я - другой. Во всех ситуациях я немного отличаюсь. Но имею ли я на это право - выражать свои желания, иметь другую точку зрения? Признают ли меня? Могу ли я себе сказать «да»? Есть ли у меня чувство, что я соотношу себя с собой? Могу ли я сказать миру о том, что я чувствую?
Решение проблем требует открытости к себе и другому человеку. Я достаточно смел, чтобы конфликтовать с этим миром. Если у человека нет чувства Я, то возникают истерические симптомы, пограничные нарушения личности, социальные и многие другие нарушения.

4. Все может измениться.
Наша задача - быть внимательными, чтобы как можно большее изменять к лучшему. Речь не только о собственных целях. У человека есть потребность выйти за пределы себя, ведь он живет не только для себя. мы ищем горизонт, которому можно было бы посвятить себя. Конечно, мы работаем за деньги;, но мы чувствуем себя хорошо, только если это кому-нибудь нужно. Это глубочайшая потребность: ведь мы уйдем из этого мира. И если ничто не остается от нас, то жизнь абсурдна.
Я в этом мире, но что он хочет от меня? Что я должен делать? Где я могу внести свой вклад, чтобы благодаря мне возникло что-то ценное? Может случиться так, что я чувствую: я должен позвонить другу, потому что ему будет от этого хорошо. Если же я не могу сделать ничего подобного, возрастает опасность суицида, потому что что-то начинает давить на меня. Суицид возникает, если в жизни нет ценностей, которые могли бы нас удержать. В то же время почти каждый из нас думал о суициде. Как говорит Камю, «благодаря возможности суицида мы можем философствовать».

Виктор Франкл понимает это немного по-другому: возможность суицида заставляет искать смысл. Если у меня есть любимый человек или работа, это удержит меня от суицида. Если же тема жизни не исполнена, то возникает риск суицида, мании, зависимости. Практически все зависимые люди страдают от потери смысла.
Если мы можем своему горизонту сказать «да», то возможно внутреннее согласие и довольство жизнью, потому что это ведет к ценности.

Если все четыре условия собраны вместе, то я знаю, чего я хочу. И достаточно знать, что мне нравится, и что я могу. Важно знать: могу ли я совершить это, отвечаю ли я перед собой и есть ли в этом смысл.
Хочу + могу + имею право + должен = свободная воля / экзистенция.
Я человек и могу заблуждаться, но я надеюсь, что в этом есть что-то хорошее, и тогда я обладаю свободной волей, я реализую свою экзистенцию, я могу сказать, что я «жил себя». А если же это постоянно не удается, то возникают страхи, депрессии, истерически реакции, экзистенциальный вакуум, суицид и болезни.

Способы практической работы

Экзистенциальный анализ использует феноменологический метод: не интерпретировать, но пытаться понять здорового человека, описать патологию больного. Фокус направлен на то, имеет ли человек внутреннее чувство согласия. Во многих случаях лишь при наличии этой точки возможно работать. Если же все плохо, то нужны другие методики.
Депрессивная личность набирает множество неразрешимость задач без внутреннего согласия. Она считает, что должна это сделать. Тогда человека спрашивают, что бы он сделал, чтобы было это согласия. Ему задается множество вопросов: такая работа позволяет отыскать позицию по отношению к своим поступкам.

Пациентка каждый день посещает отца. При этом у нее трое детей, и вдобавок она помогает своему мужу в бизнесе. На вопрос терапевта о том, что бы она сделала, чтобы у нее появилось внутреннее согласие, она ответила, что пяти посещений в неделю было бы достаточно. В этот момент терапевт понимает, что нужно еще как минимум полгода работы. Через полгода ей становится лучше, а еще через три месяца она говорит, что трех дней в неделю было бы вполне достаточно для внутреннего согласия.

Чтобы прийти к росту, нужны упражнения. Когда проявляется личность, уменьшаются депрессивные симптомы. У вышеописанной пациентки они исчезли после двадцати пяти часов терапии и не возвращались долгие годы.
Ощущение внутреннего согласия может перевернуть мой внутренний мир.
24.01.05.

Конспект лекции сделан [info]aelin015 и [info]imja. Первоисточник публикации: [info]psy_pro
@ 2005-02-12 Публикуется с любезного разрешения авторов конспекта.