В программе семинара:
Стремление к пониманию мира, самих себя и других людей является неотъемлемо присущим человеку разумному, а потому обнаруживается не только в ученой деятельности, но и в социальной практике психотерапии и психологического консультирования. Задача профессионалов, занятых этой практикой, состоит в том, чтобы помогать людям в разрешении проблем и затруднений, причины которых предположительно находятся в их требующей коррекции психике, поэтому психотерапию часто рассматривают как практическое продолжение психологических теорий. Но поскольку проблемы, предъявляемые клиентами, очень часто не укладываются в узкие рамки психологии, желание профессионалов обратиться к философии видится вполне естественным.
Здесь, однако, обнаруживается иная сложность, состоящая в противоречивости философского знания, в невозможности его сведения к каким-либо канонам, принципам и схемам, пригодным для простой аппликации с целью получения конкретных результатов. А потому обращение к философии возможно лишь в психотерапевтическом подходе, который сам основан на философской позиции отказа от уверенности в существовании готовых решений. Этим подходом как раз и становится экзистенциальное консультирование и экзистенциальная психотерапия, где внимание направлено не на рассмотрение отдельных проблем и затруднений, а на понимание того, каким образом в каждой конкретной ситуации находят свое выражение экзистенциальные смыслы человеческого бытия.
Очевидно, что философские установки, пусть и не явно выраженные, всегда, так или иначе, присутствуют в процессе психотерапии. Идеи, содержания, предпосылки, ценности, цели и смыслы, - все то, что часто называют общим словом «мировоззрение» - имплицитно присутствуют в жизни клиента и терапевта, а потому будут неизбежно вноситься в терапевтическое пространство между ними. Исследование и прояснение мировоззрения клиента помогает лучшему пониманию его актуальной жизненной ситуации и способствует более эффективному социальному взаимодействию, а значит, важно, чтобы психотерапевт обладал хорошей подготовкой в области философии и умел видеть проблемы клиента в достаточно широкой перспективе.
Конечно, - как справедливо заметила Эмми ван Дорзен, - философы,
размышляя о человеческой жизни, интересуются вовсе не реальной
жизненной ситуацией и конкретными переживаниями отдельного
индивидуума, а скорее, conditio humana, - т.е. тем, что делает
возможным человеческое бытие как таковое.
А потому отношение психотерапии к философии не может основываться
на прямом заимствовании философских идей и их аппликации к
конкретной жизненной ситуации клиента в форме сентенций и
назиданий. Оно, скорее, подразумевает обучение тому, чтобы
следовать за ходом философской мысли и ставить вопросы о бытии, и
если психотерапевт пытается научить этому клиента, то должен и
сам владеть этим умением.