Не будем останавливаться детально на общеизвестном, а лишь укажем людям на самое главное. В начале 50 гг. прошлого века английский врач венгерского происхождения М. Балинт и его жена Э. Балинт начали проведение семинаров, направленных на исследование особенностей взаимодействия между врачом и пациентом. В задачу проекта входило всестороннее изучение коммуникативного поля между этими хотя и временно, однако сильно заинтересованными друг другом лицами. С одной стороны, сидел себе врач на кресле - с другой стороны, скажем, трудный пациент на стуле. «Почему они когда могут, а когда и, наоборот, не могут договориться друг с другом?» - задались вопросом пытливые супруги Балинты. Ясное дело, не все объясняется везением и профессиональным уровнем врача (кстати, бывают и «высокопрофессиональные» пациенты, большие специалисты своего безнадежного дела). Слово за слово, постепенно перешли от обсуждения проблем диагностики и медикаментозного лечения, как это водится у нас на клинических разборах, к раздумьям о том, что же это за люди такие встречаются во врачебном кабинете, сидят, общаются и пристально так смотрят друг на друга. Выяснилось, что все обстоит сложнее, чем некоторым хотелось бы. И это была неприятная новость. А приятная новость заключалась в том, что если что-то между ними пошло не так, то это еще не значит, что все потеряно, еще многое можно расширить, углубить и улучшить. Если только знать как. Балинт даже ввел «принцип селективного внимания и селективного игнорирования», резонно предположив, что мы чего-то важного, господа, не замечаем за собой, каких-то вроде бы мелочей, деталей, не говоря уже о клиенте, которого мы иногда умеем не замечать полностью.
И вот, натасканные Балинтом врачи стали со временем напоминать детективов и даже чуть ли не экстрасенсов, поскольку научились улавливать такое!.. В общем, перестали лечить только болезнь и наконец заметили, что перед ними сидит не диагноз, но человеческая личность, да и сами они не автоматы, а тоже люди, которым ничто человеческое не чуждо. Поначалу в балинтовском движении преобладали, понятное дело, психоаналитические взгляды и интерпретации (перенос там, контрперенос - как же без них!). Однако постепенно границы представлений расширились и стали включать другие подходы, например, экзистенциальный, гуманистический. Поэтому возникло разделение на «классические балинтовские группы» и «современные» (модернистские). (Думаю, и постмодернистским давно пора бы уж появиться). А разве могло быть по-другому, если психоаналитическая парадигма не единственная на свете? Вот только любого профессионального жаргона на любых балинтовских группах обычно не приветствуют, справедливо полагая, что он, как правило, имеет характер защиты, своего рода щита, за которым прячутся подлинные человеческие чувства. Напомним, что встречаются-то в кабинете два человека, а не человек и медицинский справочник (или психологический словарь).
Многие изначальные балинтовские принципы сохранились и доныне. Например, в группе обсуждается не теория, а конкретный случай, не докладчик, а коммуникативное поле. Да и докладчика, к счастью, не поучают, не подталкивают к «единственно правильному решению» и - какое облегчение! - даже не терапируют. Благодаря мирной и взаимоуважительной атмосфере, включающей чаепитие и добродушный юмор, все оказываются в выигрыше, и докладчик уходит целым, не травмированным, а даже все более здоровым и живым, поскольку получает поддержку коллег и расширяет свою осознанность или, как минимум, коммуникативную компетентность. А это, знаете ли, большое подспорье в профилактике «профессионального выгорания», ну и вообще, растешь как-то над собой. Кому ж не приятно?
Благодаря безопасности, деликатности, человеколюбию и непринужденной атмосфере балинтовские группы стали широко практиковать по всему цивилизованному миру, распространив на другие сферы деятельности в специальностях «человек-человек», то есть вышли за рамки медицины. Поэтому мое предложение заключается в том, чтобы сформировать закрытую балинтовскую группу из 6-12 человек для врачей и психологов с различным опытом работы и начать встречаться вечерами раз в две недели по два часа, чтобы выслушивать и поддерживать друг друга.
Не верю я, конечно, что в реальной жизни можно сохранить полную концептуальную стерильность и нейтральность, поэтому открою карты. Лично мне ближе всего юнгианский анализ, но это, надеюсь, лишь придаст некую окраску, своеобразие данной группе, а вовсе не отпугнет коллег из других школ и направлений, может быть, даже и поведенческих психотерапевтов, нлпистов и гипнотизеров, которые только обогатят своим человеческим и профессиональным опытом ментальные миры других участников. Кто знает? Всегда ведь надеешься на лучшее, особенно в начале. И еще одно важное замечание! Не чужд я любви к прекрасному, в смысле, к искусству, люблю также все чудесное, загадочное и необычное. Вот и психотерапию считаю искусством, а не ремеслом, таинством даже, если хотите. Больше того, для меня это своего рода духовная практика, поощряющая спонтанность, импровизацию, открытость, сострадание, расширяющая осознанность, приносящая освобождение от омраченности и неведения - подобно практике бодхисаттвы. Но без реального буддистского экстрима, конечно! Здесь все-таки не Тибет, а северо-западная низменность, то есть болота в основном, и люди такие ранимые, нежные, уставшие от дождя.
Коротко о себе: врачебный стаж 26 лет. По первой специализации психиатр. С начала девяностых перебежал в психотерапию, где до сих пор и пребываю. Начинал, как многие, с того, что подворачивалось в молодости: гипноз, NLP. Однако ни на чем не зашорился. Ну а к чему нынче душа лежит, было сказано выше.
Искренне ваш - член Союза Писателей Санкт-Петербурга Валерий Трофимов.
Группа закрытая, встречи проходят раз в две недели по вторникам,
с 19:00 до 21:00.
Стоимость участия - 800 р. за встречу.
Программа реализуется в Санкт-Петербурге при поддержке Альянса Помогающих Практик
"ПроБоно".