ENG
         
hpsy.ru/

../../ II Международный конгресс по психопатологии и психоанализу социальной связи

Во время Первой мировой войны Фрейд понимает, что повторение травматизма и принуждение симптоматического повторения, происходящее в процессе лечения и мешающее выздоровлению, одинаковы по природе. Повторение - это плод влечения к смерти, которое Лакан в дальнейшем назовет сверхнаслаждением, сверхудовлетворением (jouissance). Фрейд применяет здесь свой основной принцип работы: если клинические факты вступают в противоречие с теорией, то теория ошибается.

Введя понятие влечения к смерти, Фрейд, таким образом, признает, что социальная среда находится в сердце психической жизни человека и что ценности этой среды формируют моральное сознание субъекта: индивидуальное Сверх-Я, освобожденное от своей невротической части, эквивалентно по своей сути коллективному Сверх-Я.

Американские психоаналитики, оставшиеся в стороне от ужаса и насилия Первой Мировой войны, отказались от фрейдовского концепта влечения к смерти, превознося приницип адаптации «Я» к обществу, который всегда «позитивно» окрашен.

Следуя учениям Фрейда и Лакана, Первый Конгресс по психопатологии социальной связи показал, что изменение моральных ценностей, которое порождает либерализм, трансформирует отношение субъекта к самому себе и к другим.


В продолжении Первого Конгресса, речь пойдет об анализе того способа, который используется современной социальной связью (культурой), основывающейся на либерализме, для формирования новых форм страдания субъекта и введения модальностей лечения в соответствии с законами рынка и в согласии с логикой эффективности. Вместе с тем, данный способ призван уничтожить индивидуальное измерение субъекта, как ненужное препятствие. В мире, управляемом позитивизмом, который так дорог Огюсту Конту, а также технической эффективностью и отрицанием субъекта Бессознательного, существование индивидуальности становится ударом по экономическому порядку, который превозносит сверхнаслаждение. Недостающее (нехватка), сущностно необходимая основа желания, понимается теперь как несовершенство мироустройства, которое обязательно нужно устранить.

M-F. Bacquй, F. Benslama, F. Berger, P. Breton, M-C. Casper, M-P. Chevalerias, G. Chouraqui, P. Claudon, L. Croix, C. Deana, M. Decat de Moura, D.R. Dufour, V. Dufour, C. Escande, I. France, J.R. Freymann, L. Gavarini, L. Goldsztaub, R. Gori, A. Gras-Vincendon, C. Herfray, C. Hoffmann, B. Jordan, J-P. Lebrun , S. Lesourd, L. Mohallem, C. Metz, E. Mokbel, S. Morvan, G. Neyrand, G. Pommier, L. Razon, R. Rechtman, O. Rey, M-J. Sauret, C. Schauder, D. Scotto Di Vettimo, I. Slama, M. Spiess, A. Thevenot, M. Vaquin, J-C. Wйber

См. также

  1. Unité de Recherche en Psychologie Subjectivité, Connaissances et Lien Social - EA 3071