ENG
         
hpsy.ru/

../../ Обсуждение феномена "Dead-line" и планирование эксперимента. С участием Ф.Н. Блюхера.

Встреча состоится 21-го июня в четверг, в здании MГППУ на Сретенке, метро "Сухаревская" Аудитория 408 на Сретенке, начало в 18:00.

На встрече будет преподаватель философии Федор Николаевич Блюхер.

Основная цель: подведение методологической исследовательской базы адекватной теме исследования. В связи с этим прояснение самого феномена и возможных инструментов изучения. Т.о. планируется обсуждать как теоретические, так и методологические аспекты.

ФЕНОМЕН "DEAD-LINE"

(Концепция границ; связь отношения к времени с отношением к смерти, как к «большой» временной границе; «механизм» действия «жизненных сил» человека.)

Определение: Dead-line (смерть-линия, англ.) - конечный срок ; черта ; рубеж. (взято здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/efin_dic/14994)

Речь идет о психологии взаимодействия человека со временем, в этом частном случае - со сроками. Т.е. с временными границами, где граница есть субъективно выделенная человеком точка на оси времени, которая ему видится как переломная, т.е. связанная с изменениями (например, за этой воображаемой чертой не будет тех возможностей, которые есть до нее: можно подать тезисы/нельзя подать тезисы, и соответствующие перспективы).
Чтобы еще больше сузить наш предмет, сделав его доступным для реального исследования, а так же чтобы еще точнее обрисовать, что именно меня интересует, я остановилась на таком виде сроков, которые принято называть «dead-line», и само название (по-видимому, как и все в языке, не случайное) лишь укрепило меня в этом решении. Почему? Потому что понимание времени для меня неразрывно связано с пониманием смерти.
Почему смерти, и почему это играет такую роль в моем выборе? Это важно раскрыть.
Время имеет человеческое значение, только потому, что оно конечно. Это следует из универсального принципа: все, что существует для нас, существует лишь постольку, поскольку мы выделяем это из мира, т.е. совершаем акт очерчивания границ рассматриваемого явления и процесса, и, таким образом, делаем его существующим (и одновременно - конечным). См. принципы неклассической психологии, идеи М.К.Мамардашвили, А. Клейна, и многих других.
А конечным время становится особенно и, прежде всего, в виду конечности существования человека, его смертности. Иными словами, время для нас конечно, т.к. конечно время нашей жизни, и существует, назовем ее так, Большая Граница. Смерть - одна их самых (возможно, самая) значимая граница. Она одновременно - временная, смысловая, пространственная и социальная граница.
И, в связи с этим, первый из моих тезисов (потенциальных гипотез планируемого исследования) заключается в том, что комплексное отношение (включая непременно бессознательный компонент отношения) к этой Большой Границе определяет отношение (в случае каждого отдельного человека) ко всем остальным границам. Здесь можно дифференцировать: к временным границам (рано//поздно, сроки, даты), телесным (мое//не мое, интимное//социальное пространство), социальным (можно//нельзя), смысловым (я//не я, страшно//не страшно, важно//не важно). Сходство психологической структуры этих границ может быть отдельной гипотезой, скорее всего отдельного исследования.
Ограничимся пока временным и смысловым аспектами.
Итак, феномен dead-line структурно моделирует жизненную ситуацию человека, ситуацию смерти. Что и отражено в названии.
Это значит, что комплексное отношение к смерти, по нашей гипотезе, будет буквально проявляться в том, как человек проживает ситуацию dead-line, как организует свою работу, как у него нарастает или спадает внутренняя активность, его общая энергетика, прошу прощения за термин. Эмпирически из обыденного опыта мы можем вспомнить, что разные люди по-разному ведут себя при приближении этого срока (dead-line). Будет отличаться динамика его переживаний, и соответственно, действий, его эффективности. В каждом конкретном случае это возможно выразить графиком, т.е. построить график этих динамических изменений во времени по параметру а) активизации, в) деятельности, в) эффективности, г) субъективному ощущению времени (время может субъективно «сжиматься» или «разжижаться», т.е. «течь медленнее» или «быстрее»).
Я даже пойду на более сильное утверждение: сам факт того, что в приближении значимого срока, человек начинает больше активизироваться, наращивается его темп жизни, количество внешних и внутренних действий, обостряется восприятие, изменяется восприятие самого времени,.. все это собственно есть показатели того, что человек более активно живет. Это те же характеристики, которые изменяются, в процессе осознания и принятия глобальной идеи смерти. Поскольку «смерть есть главный контекст для осмысления жизни» (Д.А. Леонтьев), человек, который принял и осмыслил позитивно идею смерти, так же больше ценит данное ему время, острее ощущает жизнь, и у него больше энергии для всяких совершений.
Так же и в приближении Малой Смерти, мы начинаем больше жить. Что и доказывает ее модельность по отношению к Большой.
Иными словами, восходящий жизненный поток, о котором говорил А. Бергсон, усиливается в случае Малой Смерти или при осознании и принятии Большой. Таким образом, мы частично вскрываем механизм этой жизненной силы. Через диалектику жизни и смерти.

Каким именно образом возможно ухватить (в исследовании) описанные особенности этих процессов с пользой для системы образования и для других систем, имеющих дело с планированием времени и общей активизацией человеческих сил? Это вопрос на обсуждение.

Для меня пока ясно только, что такой эксперимент скорее возможен в неклассической и постнеклассической методологии (формирование, моделирование), требующих очень творческого подхода при планировании экперимента.

Семенова Надежда Сергеевна (аспирант МГУ).

Другие мероприятия

2007   ОктябрьТретий Всероссийский молодежный психологический форум   (Самара)
2007   ИюньЛетняя психологическая школа РГГУ 2007   (Москва)