Краткое содержание программы:
Программа состоит из двух модулей, каждый из которых при желании
можно пройти отдельно (без получения удостоверения ДПО):
- Введение в феноменологическую философию
- Проблема Другого в феноменологии
- Что значит исследовать что-то «феноменологически»?
Феноменологический инструментарий психотерапевта.
- Феноменологическая установка сознания и «естественная»
установка сознания: «двойная бухгалтерия».
- Феноменологическое понятие «опыта» и его отличие от
«непосредственного» опыта естественной установки.
«Само-собой-разумеющееся» естественного опыта как основная
проблема феноменологии.
- Почему опыт - это «морская болезнь на суше».
- «Загадка субъективности» в психотерапии и феноменологии.
- Феноменологический анализ переживаний. Феноменология и
психотерапия как формы работы с переживаниями.
- Смысл и процедура феноменологической дескрипции. Возможно ли
«чистое» описание? Граница между описанием и интерпретацией.
- Феноменологические и экзистенциальные концепции временности и
темпоральности человеческой жизни. Конечность человеческой жизни.
Бытие-к-смерти.
- Бытие самим собой как предельная задача психотерапии.
- Свобода как отношение к собственному бытию. Одиночество в
мире, одиночество с собой. «Бытие самим собой»
- Интерсубъективность в феноменологической перспективе. Кто
такой Другой? Другой - то, что не есть Я, иное по отношению ко
мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий
свойствами личности. Во многих философских школах понятие
Другого как таковое отсутствует. В европейской классической
философии, как она складывалась на протяжении веков, практически
нет понятия Другого. Лишь в постклассической европейской
философии (XIX-XX вв.) появляются условия для глубинного
представления о Другом. Мы кратко рассмотрим и сравним понятия
интерсубъективности и Другого на примере концепций нескольких
ключевых мыслителей ХХ столетия - Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти,
Э. Левинаса и М. Хайдеггера.
- Проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого,
возможность бытия-с-другим. Система «Я-Другой-Мир». Другой как
Чужой или как мое alter ego? Основные разновидности
феноменологического опыта: «опыт меня самого», «опыт Другого»,
«опыт Чужого».
- Проблема телесности в феноменологической перспективе.
Человеческое тело далеко не всегда было в центре внимания
философии. В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия
обращается к теме телесного бытия человека. Но как только
возникает вопрос о «моем» теле, следом встает вопрос и о том, что
такое «другое» тело, Другой как таковой? Гуссерль и Хайдеггер,
Вальденфельс и Мерло-Понти - как их идеи могут помочь в
повседневной практике психотерапевта?
Подробности и регистрация: https://www.ifp-chelovekimir.ru/ffi
Другие мероприятия