Институт психологии БГПУ объявляет набор на двухлетнюю учебную программу по экзистенциальной терапии и дазайн-анализу. Программа состоит из десяти трехдневных семинаров (всего 240 часов), каждый из которых будет включать в себя как теоретический лекционный материал, так и практическое исследование случаев из личного и профессионального опыта участников семинара.
Ведущая программы - Ирина Глухова -
экзистенциальный терапевт и магистр философии, действительный
член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии,
единственный на постсоветском пространстве дипломированный
дазайн-аналитик Швейцарского общества дазайн-анализа.
Известна как своими
семинарами по философским основаниям психологии и психотерапии,
проводимыми уже много лет в Беларуси, России, Литве и Украине,
так и целым рядом переводов с английского и немецкого, в том
числе таких книг как Цолликоновские семинары М. Хайдеггера,
Повседневные тайны Эмми ван Дорцен, Зеркало и молоток Э.
Спинелли, Страдание из-за собственного бытия Алисы Хольцхей-Кунц.
К преподаванию в программе будут также
приглашаться известные экзистенциальные терапевты,
философы и дазайн-аналитики.
Дазайн-аналитическая часть программы будет осуществляться в
сотрудничестве со Швейцарским обществом дазайн-анализа и
герменевтической антропологии и Восточно-Европейской Ассоциацией
экзистенциальной терапии.
Даты семинаров первого учебного года:
4-6
октября 2019г.
22-24 ноября 2019г.
24-26 января 2020г.
27-29 марта 2020г.
29-31 мая 2020г.
Часть первая: современная экзистенциальная
терапия
Методическую основу первой части Программы
составляют:
1) цикл семинаров И. Глуховой «Философские основания
психотерапии»;
2) книги и статьи Эмми ван Дерзен;
3) книги, статьи и семинары Эрнесто Спинелли.
I.
Введение: что такое экзистенциальная терапия - общий обзор и
отличительные особенности.
Практика экзистенциальной терапии: терапевтическая группа.
II.
Экзистенциально-феноменологическая философия. Кьеркегор.
Практика экзистенциальной терапии: основные понятия и опорные
точки, цели и правила экзистенциальной работы, контракт, диалог.
III.
Экзистенциально-феноменологическая философия. Гуссерль.
Герменевтические основания экзистенциально-феноменологической
терапии: герменевтический круг, понимание, истолкование,
смыслы.
Практика экзистенциальной терапии: феноменологическое слушание и
герменевтическая интерпретация.
IV.
Экзистенциально-феноменологическая философия. Хайдеггер.
Практика экзистенциальной терапии: психотерапия и
консультирование по Эмми ван Дерзен.
V.
Экзистенциально-феноменологический подход Эрнесто Спинелли -
теоретические основания и практические шаги.
VI.
Заключительный обзор современной экзистенциальной терапии и ее
философских оснований. Психотерапия врачебная и
психологическая.
Научные исследования в психотерапии.
Практика экзистенциальной терапии: представление случаев из
собственной практики.
Часть вторая: современный дазайн-анализ Алисы
Хольцхей-Кунц
В основу второй части Программы
положен теоретический и практический подход, разработанный
швейцарским философом, психоаналитиком и дазайн- аналитиком
Алисой Хольцхей-Кунц.* Будучи ученицей Медарда Босса, она
отказывается от его определения душевной болезни как нехватки
здоровья и патологического отклонения от некоторой здоровой
«нормы». Алиса Хольцхей видит в своих пациентах «философов
поневоле» - людей, страдающих из-за того, что они наделены даром
особой чуткости к экзистенциальным данностям собственного бытия.
VII.
Философские основания дазайн-анализа.
Введение основных понятий из книги М. Хайдеггера «Бытие и время»:
Dasein, экзистенция, бытие-в-мире, понимание и расположение,
отношение к собственному бытию, падение в люди, бытие собственное
и несобственное, онтологические включения в онтические феномены.
Введение основных понятий из книги Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто»:
выбор, свобода, нехватка бытия и жажда бытия, бытие-в-себе и
бытие- для-себя, самообман, другой и бытие-для-другого.
Феноменология и герменевтика в дазайн-анализе
VIII.
Антропологические основания дазайн-анализа
Психоанализ З. Фрейда и его основные допущения: бессознательное,
вытеснение, влечения, принцип удовольствия
Основные положения дазайн-аналитического подхода Л. Бинсвангера:
бытие - всегда наше, любовь versus забота, априорный набросок
мира
Основные положения дазайн-аналитического подхода М. Босса:
преодоление субъективизма и антропоцентризма, открытость
встречающемуся сущему, понимание болезней как повреждений
способов бытия-открытым.
IX.
Онтологические эмоции и работа со сновидениями в дазайн-анализе
С. Кьеркегор: страх и боязнь, отчаяние.
М. Хайдеггер: настроенность, ужас и страх, онтологическая вина.
Ж.-П. Сартр: два основания онтологической вины; онтологический
стыд как основной опыт человеческой экзистенции.
А.Хольцхей-Кунц: онтологическое и онтическое истолкование скуки,
зависти, отчаяния, тошноты/отвращения; соотношение любви и ужаса;
онтологическое и онтическое доверие.
Дазайн-аналитический смысл сновидений.
X.
Введение в дазайн-аналитическую психопатологию и психотерапию.
Определение психопатологии в дазайн-нализе.
Исходная позиция: «невротические симптомы имеют смысл» (З.
Фрейд).
Психопатология как экзистенциальная герменевтика различных форм
душевного страдания (неврозы, пограничные состояния, психозы,
психосоматические расстройства, депрессии - на основе примеров).
Дазайн-аналитическая психотерапия.
Три измерения терапевтических отношений: 1) онтический перенос-
контрперенос; 2) актуальные взаимодействия между этим терапевтом
и этим конкретным пациентом; 3) отношения онтологического
переноса- контрпереноса.
Дазайн-аналитическая «техника»: особенности применения трёх
основных правил Фрейда; «интерпретации» в дазайн-анализе
(онтические и онтологические).
Основная позиция дазайн-аналитического психотерапевта: слушание
философским ухом, собственный опыт проживания основных условий
человеческого бытия; эмпатия и симпатия.
Три основных вопроса дазайн-аналитической терапии: 1) от чего
страдает этот конкретный пациент? 2) какое иллюзорное желание он
стремится реализовать? 3) какими способами «отыгрывает»?
__________________
* Здесь и далее для краткости под дазайн-анализом понимается
подход, разработанный Алисой Хольцхей.