ENG
         
hpsy.ru/

../../ Третья летняя школа по дазайн-анализу "Пассивность и свобода в психотерапевтическом взаимодействии"

Dasein-анализ - уникальное направление в гуманистически ориентированной психотерапии, которое основывается на синтезе идей психоанализа и экзистенциальной философии. Возникнув в первой половине 20 века благодаря научной и практической работе швейцарских психотерапевтов Людвига Бинсвангера и Медарда Босса, дазайн-анализ не переставал развиваться и обретать новых приверженцев в самых разных странах мира.

Идея проведения Летних школ по дазайн-анализу в русскоязычном пространстве принадлежит нашим беларусским коллегам Татьяне Щитцовой и Ирине Глуховой, и первые две школы состоялись в Минске на рамках научно-образовательного проекта «Институт дазайн-анализа». В виду распространяющего интереса к дазайн-аналитическому направлению в психотерапии было совместно решено третью Летнюю школу провести в Санкт-Петербурге. Лекции, семинары и воркшопы предстоящей Школы будут посвящены теме пассивности и свободы в психотерапевтическом взаимодействии.

Организаторы:

  • ИНСТИТУТ DASEIN-АНАЛИЗА (ЦМГИ, Минск)
  • Центр исследований по философской антропологии Топос (ЕГУ, Вильнюс)
  • Институт психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург)
  • Международный академический журнал «HORIZON. Феноменологические исследования»

Школа по дазайн-анализу «Пассивность и свобода в психотерапевтическом взаимодействии»

В психотерапевтической практике акцент очень часто делается на том, что пациент должен обрести некое новое качество самоосознания и самопонимания. Другими словами, цель терапевтических усилий определяется в просветительско-активистских терминах - пациент должен начать осознанно что-то делать (и делать определенным образом), чтобы можно было судить об успешности терапии. В результате такого подхода (при всей его относительной оправданности) есть опасность оставить без внимания измерения опыта, которые, являясь конститутивными для субъективности, протекают в пассивной форме. В психоаналитической теории и феноменологической философии тема пассивности исследована очень разносторонне: травма у Фрейда, генетическая проблематика у Гуссерля, анонимная жизнь плоти у Мерло-Понти, неупреждаемая этическая уязвимость у Левинаса, событийный характер опыта у Вальденфельса, самоаффицируемость жизни у Анри - вот только несколько ключевых понятий и тем, указывающих на принципиальное значение вопроса о пассивности для понимания субъективности. Целью школы является выявление и анализ измерений пассивности, разворачиваюшихся в психотерапевтическом взаимодействии и изначально соопределяющих (фундирующих) «терапевтические» трансформации субъективности. Одной из центральных задач в этой связи станет прояснение соотношения пассивности и свободы, также рассматриваемой в качестве неотъемлемой (конститутивной) черты субъективности. Внимание к измерениям пассивности требует при этом переосмысления понятия свободы, сформировавшегося в эпоху Просвещения. Вопрос, который составляет концептуальное и практическое ядро Школы, заключается в том, что означает такого рода переосмысление для психотерапевтической работы?

В рамках Школы состоятся лекции, семинары и практические занятия, которые с разных сторон будут раскрывать и прорабатывать очерченное проблемное поле. Синтез феноменологии и психоанализа (осуществленный, в частности, в Дазайн-анализе) мыслится при этом как перспективная концептуальная рамка, позволяющая произвести эту работу наиболее когерентным и продуктивным (в практическом отношении) образом.

Лекторы и тьюторы:

  • Татьяна Щитцова, доктор философских наук, профессор департамента социальных наук, директор Центра исследований по философской антропологии Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований (Минск).
  • Анна Ямпольская, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, автор переводов и монографий о Левинасе и французской феноменологии.
  • Алексей Лызлов, кандидат психологических наук, доцент кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ, переводчик с датского ряда работ С. Кьеркегора, практикующий психотерапевт.
  • Нина Савченкова, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ, профессор кафедры теории психоанализа Восточно-Европейского института психоанализа, практикующий психаналитик.
  • Ирина Казакова, кандидат наук в области клинической психологии, практикующий психолог, ведущая семинаров по практической феноменологии, переводчик с немецкого языка работ в области феноменологии, герменевтики и дазайн-анализа.
  • Ирина Глухова, практический психолог, магистр философии, преподаватель Института экзистенциальной и гуманистической психологии (Бирштонас, Литва), действительный член Восточноевропейской ассоциации экзистенциальной терапии, член редколлегии журнала EXISTENTIA.
  • Наталья Артеменко, кандидат философских наук, доцент Института философии СПбГУ, Европейского Университета в Санкт-Петербурге, главный редактор журнала «HORIZON. Феноменологические исследования», переводчик трудов Э. Гуссерля и М. Хайдеггера

К участию в Школе приглашаются психологи, психотерапевты, философы, интересующиеся дазайн-аналитической традицией и расположенные к междисциплинарному обсуждению практических и теоретических вопросов терапевтического взаимодействия. Заявки на участие в Школе принимаются до 25 апреля 2018 года.

В заявке необходимо указать:

  1. информацию о заявителе: специальность, ученая степень и/или должность, место работы, основные публикации (если есть), (для психологов и психотерапевтов) стаж практической работы (если есть),
  2. контактный электронный адрес,
  3. мотивация: чем обусловлен Ваш интерес участия в Школе.

Количество мест в группе ограничено. Заявки проходят конкурсный отбор, но порядок поступления также учитывается, поэтому если Вы хотите гарантировать участие в Школе, просим подавать заявку своевременно. Организаторы обязуются уведомить о принятии заявки до 30 апреля 2018 года.

Регистрационный взнос составляет: при оплате до 1 мая 16000 рублей, после - 18000 рублей. Специальная цена для участников I-й и II-й Дазайн-школы - 13000 рублей. Для оплаты ознакомьтесь с письмом-офертой. Заявки на участие в Школе направлять по адресу group@inharmony.spb.ru, тема письма "Дазайн-школа".

Также участники Школы по желанию могут принять участие в Открытой однодневной конференции «Неизбывность Другого: этическая философия Э. Левинаса и задачи психотерапии», которая состоится 6 июня:

Выходя за рамки методологических и онтологических канонов феноменологической философии, учение Левинаса об отношении к Другому вполне вероятно может притязать на то, чтобы стать новым философским основанием гуманистически ориентированной психотерапии. Вместе с тем радикальность его трактовки этической связи с Другим требует пересмотреть некоторые базовые принципы психотерапевтической работы и тем самым является для последней серьезным концептуальным и (что особенно поразительно) этическим вызовом. Целью конференции является наведение мостов между «гуманизмом другого человека» Левинаса и психотерапией как конкретной практикой, претендующей на оказание помощи Другому. В этой связи на конференции будут обсуждены недавние примеры (в западной литературе), а также новые перспективы рецепции идей Левинаса в психотерапевтической теории и практике.

К участию приглашаются философы, психологи, психотерапевты, участие бесплатное.

Другие мероприятия

2024   Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами   (Онлайн)
2024   ДекабрьПарадоксы временности человеческого опыта   (Москва)
2024   НоябрьПроблема Другого в феноменологии. Интерсубъективность и телесность   (Москва)
2024   СентябрьВведение в феноменологическую философию   (Москва)
2024   СентябрьПроблема Другого в феноменологии. Интерсубъективность и телесность   (Москва)