Современная психология балансирует на тонкой грани между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Она стремится быть наукой «строгой», в которой всё можно просчитать и измерить, но при этом обращается к тому, что как раз и не поддаётся измерению - к человеческим переживаниям, ценностям и смыслам.
Эти две ипостаси психологии имеют два разных истока. Один берет начало в экспериментальной психологии В.Вундта, а другой - отсылает к началам философии.
И пусть философов, в отличие от психологов, не особенно интересовали переживания отдельного индивидуума. Их, на первый взгляд, далекие от жизни размышления о бытии человека оказываются важной основой современной психологической практики.
«Вы должны научиться не приходить в ужас, когда вам говорят об Аристотеле. Аристотель и древние греки не «выдохлись» не «устарели». Напротив, мы даже не начинали их понимать».
М.Хайдеггер
Историю психологии принято делить на два периода - научный и донаучный. При этом донаучная психология оказывается частью другой науки, а именно - философии, современную историю которой принято начинать с философии древнегреческой, с майевтики Сократа, диалогов Платона и трактатов Аристотеля.
Античные философы, стремясь прояснить картину мира и понять конфликты и цели повседневного бытия, искали способы правильного проживания жизни - т.е. такого, при котором достигалось бы радостное и удовлетворенное состояние души, эвдемония.
«Он был и остался повитухой; не потому, что у него не было «позитивного учения», а потому, что он понял, что это наивысшая связь, в какую один человек может вступить по отношению к другому» (Киркегор о Сократе).
Киркегора хрестоматийно считают предтечей экзистенциализма. Майевтика в буквальном переводе с греческого языка означает «повивальное искусство». По свидетельству Платона именно так называл Сократ свой философский метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов.
Наше обращение к экзистенциальной майевтике Киркегора напрямую связано с пониманием экзистенциальной терапии как совершенно особой связи одного человека с другим, как диалога, в котором тому, кто находится в отчаянии, помогают сделать решающий выбор и возродиться к собственному бытию.
Каким должен быть такой диалог по Киркегору? Каким видел датский мыслитель свой способ помощи согражданам и современникам в их становлении и бытии христианами? Каков сегодняшний - не религиозный - смысл майевтики Киркегора и как мы можем воспользоваться его методом косвенного сообщения? Что даёт нам право на майевтику?
Искать ответы на эти важные для нашей повседневной профессиональной практики вопросы нам помогут не только труды самого Киркегора, но и исследования других философов, в том числе, современных.
Основные темы философии Киркегора все время переплетаются. Их нельзя просто разместить по порядку, он к одному и тому же возвращается по нескольку раз на разных этапах и в разных контекстах. Поэтому говоря об одной, мы неизбежно будем затрагивать другие, о которых еще не говорили.
Среди этих тем можно выделить следующие: парадокс, выбор, стадии на жизненном пути, повторение, ирония и юмор, коммуникация и косвенное сообщение.
Слово «феноменология» состоит из двух частей: феномен и логос. Обе части имеют греческий корень, а всё вместе может быть переведено как наука о феноменах. Хоть слово и древнегреческого происхождения, философские словари определяют феноменологию как одно из направлений философии ХХ века и считают ее родоначальником немецкого философа Э.Гуссерля.
Однако разработкой феноменологических идей занимались очень многие философы, и предшественники, и последователи, и современники Гуссерля. Как менялись эти идеи с течением времени? Что позволило феноменологии стать одним из основных исследовательских методов, продуктивность которого является очевидной в самых разных научных и практических дисциплинах? Каковы возможности феноменологического метода в психотерапевтической практике?
Ответы на эти вопросы мы будем искать в рамках учебно-практического семинара, сочетающего освоение теоретического материала с практическим феноменологическим исследованием ситуаций, представленных участниками семинара.
Философия Хайдеггера для тех, кто начинает осваивать экзистенциальный подход в психологической практике, часто представляется невероятно сложной и недоступной для понимания. Это парадоксально, ибо Хайдеггер как раз и пытался прояснить основополагающие смыслы бытия человеком - каковым каждый из нас является, в чем любой живущий является знатоком и экспертом.
Можно ли «перевести» философские тексты Хайдеггера на язык практической психологии? С этим вопросом мы обратимся к двум его книгам, которые можно считать вехами его раннего и позднего творчества: самый известный его труд «Бытие и время», вышедший в свет в 1927, и «Цолликоновские семинары», изданные Медардом Боссом в 1987 и совсем недавно появившиеся в переводе на русский. Первая книга представляет собой фундаментальное феноменологическое исследование того, как Dasein есть в мире. Основу второй составляют философские семинары, проводившиеся Хайдеггером для врачей-психиатров, а также беседы и переписка Хайдеггера с Боссом.
Участники семинара будут не только вникать в сложные философские концепции, но и практически обращаться к простым феноменам бытия. Правда, Хайдеггер уверял, что «чем проще вещи, тем труднее о них говорить» и что для их понимания необходимо сделать «усилие специального вовлечения-себя в своё отношение к тому, с чем мы встречаемся».
На семинаре будут изложены и сопоставлены исторические и методические особенности трех основных школ Dasein-анализа: Л. Бинсвангера, М.Босса и современного Dasein-анализа А. Хольцхей-Кунц.
Участникам семинара будут представлены как практические способы Dasein-аналитической работы, так и теоретические материалы (с использованием авторских переводов).
«…фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им - вот в чем душа герменевтики».
Ханс-Георг Гадамер
Само слово «герменевтика» для большинства психологов всё ещё остается узкоспециальным философским термином. Между тем, слово это означает не больше и не меньше, нежели искусство понимания и истолкования смысла текста. Причём как текст могут быть прочитаны не только книги, но и исторические события, человеческие судьбы и жизненные ситуации. В том числе и те, с которыми работают психологи. В рамках семинара участники смогут увидеть свою деятельность психотерапевтов и психологов-консультантов как своеобразную герменевтическую практику и обнаружить в ней новые смысловые горизонты, новые ресурсы и возможности.
Психология, хотя и зародилась в рамках античной философии, обрела свою научную самостоятельность лишь благодаря развитию естествознания. А потому в психологии эмоции зачастую интерпретируются как особые физиологические реакции.
Вместе с тем, философы никогда не переставали размышлять о чувствах и настроениях, радости и печали, страхе и вине, по-своему понимая и истолковывая их смысл и значение в жизни человека.
Каковы были представления об эмоциях в античности, в эпоху Возрождения, в Новое время? Как менялись они с течением времени? Что может дать обращение к философскому пониманию эмоций для практики психотерапии и психологического консультирования?
«Кто я? Я сказал бы, что этот вопрос остается самым главным среди тех, которые задают психотерапевтам клиенты… И поскольку этот вопрос ограничен рамками и предположениями, присущими нашей цивилизации, то в том, как мы его понимаем, обнаруживается ряд имплицитных положений, которые следует эксплицировать».
Эрнесто Спинелли
Кто я есть? Откуда я об этом знаю? Кем я не являюсь? Кем я хочу быть? Признают ли меня другие таким, какой я есть? Требуется ли мне быть кем-то другим, не таким, какой я есть? Как отвечает мне мир на мое заявление о том, кто я? Подтверждает? Сомневается? Помогает? Препятствует?
То, как мы определяем сами себя, связано с самыми разными аспектами нашего личного и социального бытия. Наши представления о себе связаны с тем, какими мы видим свое прошлое, настоящее и будущее, определяют, на что мы отваживаемся, как строим свои отношения с другими. Эти представления в буквальном смысле пропитывают наши взгляды и установки, становясь почвой тревог, ограничений и кризисов, однако при этом парадоксальным образом зачастую остаются вне поля нашего зрения.
В рамках семинара мы обратимся к представлениям об идентичности, которые, так или иначе присутствуя в психотерапевтическом исследовании, далеко не всегда обнаруживают свой исторический, культурный и социальный контекст. Этот контекст, однако, подвергается глубокому и тщательному анализу в современной социально-критической теории, в частности, в работах Стюарта Холла, Зигмунта Баумана, Мишеля Фуко, Пьера Бурдьё, Ирвинга Гофмана.
Человеческое тело и телесные недуги всегда считались сферой приложения медицинского естественнонаучного знания. Термин «психосоматика» тоже появился в медицине - им стали обозначать телесные расстройства, которые пытались объяснить при помощи психологических теорий.
Философы же о человеческой телесности задумывались мало, принимая таковую как само собой разумеющуюся основу человеческого бытия и мышления. Если в античности мы еще можем найти философов, размышлявших о телесном здоровье, то на протяжении последовавших за ней веков в центре внимания был всепобеждающий человеческий дух.
Экзистенциальная философия снова обращается к телесному бытию человека.
Хайдеггер и Ясперс, Сартр и Мерло-Понти, Бодрийяр и Фуко - чем их
идеи могут помочь нам в нашей повседневной практике
психотерапевтов и психологов-консультантов?
«…не лобовые столкновения двух сознаний, a сцепление друг с
другом двух опытов, которые, никогда не совпадая, укоренены в
одном и том же мире»
М. Мерло-Понти
Психотерапевты говорят об отношениях, а философы - о бытии-друг-с-другом. И те, и другие - о трудностях этого бытия в отношениях. Разница лишь в том, что психологи пытаются разобраться с этими трудностями как с проблемами, а философы - исследовать их как неизбежные и неотъемлемые условия человеческого бытия.
На нашем семинаре мы попробуем практически применить идеи философов в психотерапии и психологическом консультировании.
Темы семинара:
1) Диалог как обращение к Другому.
2) Хайдеггер: бытие-с-другими как экзистенциал.
3) Сартр: «Ад - это другие».
4) Левинас: «Я есть Другой».
«Что же такое время?
Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое
время;
если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю».
Августин "Исповедь"
Вопрос остаётся актуальным и в наши дни. И хотя что такое время, никто по-прежнему не знает, физики его измеряют, философы пишут о нём диссертации, а психологи проводят тренинги по тайм-менеджменту.
На семинаре мы обратимся к философским размышлениям о времени и попробуем увидеть их практическое применение в психотерапии и психологическом консультировании.
Темы семинара:
1) Аристотель: время как суть изменения.
2) Бергсон: «научное время» и «чистое время» жизни.
3) Хайдеггер: время и бытие.
4) Сартр: феноменология трёх временных измерений.
«Заговори, чтоб я тебя увидел!».
Диоген Синопский
«Язык - дом бытия»
Мартин Хайдеггер
Аристотель называл человека «говорящим животным», тем самым выделяя речь как отличительную и исключительную человеческую способность.
Эта способность особенно актуальна в психотерапии, где о трудностях и смыслах, отношениях и фантазиях, о прошлом, настоящем и будущем мы говорим. В повседневности мы часто представляем себе речь как некоторый способ транспортировки мыслей изнутри наружу. Столь же привычно для нас разделять слова и действия. А вот философам это видится иначе…
На семинаре мы обратимся к философским теориям языка и к возможностям их практического приложения в практике психотерапии и консультирования.
Темы семинара:
1) Представления о языке и речи в античной философии
2) Хайдеггер: речь как артикуляция понятности
3) Дж. Серл: что такое речевой акт
4) Джон Остин: перформативные высказывания
5) Людвиг Витгенштейн: языковые игры
«…бытие-в-мире есть в своей сути забота…»
Мартин Хайдеггер
Сократ, беседуя с юношей, готовым возложить на себя заботу о городской общине и править ею, полагает, что с его стороны было бы «слишком самонадеянно браться за власть, не усвоив главного: прежде всего ему надлежит заняться собой - и немедленно, покуда он еще молод, поскольку в пятьдесят лет будет уже слишком поздно». А своим судьям философ говорит, что бог поручил ему напоминать людям, что они должны заботиться о себе, - не о богатствах и почестях, но о самих себе, о своей душе.
Забота, о которой говорят философы античности, и забота как смысл бытия Dasein, забота о себе и забота об общественном благе - какие смыслы вкладывали в это слово Платон и стоики, Хайдеггер и Фуко, Бинсвангер и представители современной экзистенциальной терапии?
Ответ на этот вопрос мы будем искать в пространстве учебно-практического семинара, где наряду с теоретическим материалом участникам будут предложены практические задания, позволяющие увидеть присутствие философских смыслов заботы как в собственной жизни, так и в терапии и консультировании.
Если понимать диалог в его универсальном философском значении - как способ постижения человеческого бытия, то вся история русской философии становится чередой напряженных диалогов, в которых философы религиозные и нерелигиозные, славянофилы и западники, экзистенциалисты и марксисты, философы-писатели и философы-естествоиспытатели пытаются постичь бытие человека, вброшенного в огромное пространство на стыке Европы и Азии.
Темы семинара:
1) Историческое место русской философии в истории европейской
культуры;
2) Александр Радищев как основоположник русской
социально-политической философии;
3) Петр Чаадаев и его «Философические письма к даме»;
4) Владимир Соловьев: человек в становлении Богочеловеком;
5) Николай Бердяев: человек как воплощение творческой потенции
свободы;
6) Лев Шестов: «Апофеоз беспочвенности»;
7) Михаил Бахтин: философия диалога.
Власть - это способность и возможность оказывать
определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с
помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права,
насилия…
Современный толковый словарь, изд. «БСЭ»
В русском языке корень слова вполне четок: иметь власть
- значит владеть, обладать. Для сравнения: в немецком
Macht - от глагола machen, что означает делать;
в английском - power и authority, что
соответственно означает силу/мощь/могущество и
авторитет/полномочие.
Власть бывает не только государственная и политическая,
экономическая и военная, есть власть в семье - отцовская,
родительская, главы семьи, есть власть в межличностных
отношениях.
Все эти ипостаси власти не могли не стать предметом философского
рассмотрения и осмысления.
Темы семинара:
1) Практическая античная философия как способ взаимоотношений с
власть имущими;
2) Фридрих Ницше: воля к власти;
3) Мартин Хайдеггер: падение во власть;
4) Карл Ясперс: независимость философствующего человека;
5) Жан-Поль Сартр: борьба за власть;
6) Мишель Фуко: генеалогия власти и роль властных отношений в
формировании знания/
«Величие человека в том, что он мост, а не цель;
человека можно любить лишь за одно то,
что он идет на ту сторону и терпит неудачу».
«Ещё ни один философ не оказывался правым. В том числе и
я».
Философия Ницше на протяжении всего времени своего существования
оказывала и оказывает огромное влияние на умы и души людей,
главным образом, молодых. Эпатажность его высказываний часто
выглядит чрезмерной, а диапазон возможных истолкований его идей -
от фрейдистских до национал-социалистских - зачастую сбивает с
толку тех, кто привык мыслить конкретно и практически.
Как эта странная философия может быть полезной в терапевтической
практике?
Попробуем разобраться вместе. Темы семинара:
1) «Бог умер» - что же будет с человеком?
2) Человеческое, слишком человеческое…
3) Кто такой сверхчеловек и можно ли им стать?
4) Философия жизни и воля к власти.
5) Вечное возвращение и amor fati.
6) Психотерапия по Ницше
Цикл семинаров проводится при поддержке Кафедры психотерапии СЗГМУ им. И.И.Мечникова
Все семинары - учебно-практические. Изложение теоретического
материала будет сочетаться с выполнением и обсуждением
практических заданий, с использованием личного и
профессионального опыта участников семинара.
Стоимость участия в цикле: 65 000 р. (151
ак.ч.). Для членов СПбПО, ГПТ, специалистов Альянса Помогающих
Практик "ПроБоно", студентов психологических
факультетов - фиксированная скидка: 5 000 р. (стоимость участия в
цикле: 60 000 р.).
Возможно участие в отдельных семинарах, при наличии свободных
мест - стоимость участия в одном семинаре до 1 января 2016 г. - 7
000 р., без дополнительных скидок.
Стоимость участия в одном семинаре с 1 января 2016 г. - 8 000 р. Стоимость с 1 января 2016 г. для участников предыдущих семинаров Ирины Глуховой, специалистов Альянса Помогающих Практик "ПроБоно", членов Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии (EEAET), сотрудников Кафедры психотерапии СЗГМУ им. И.И.Мечникова: 7 000 р.
Цены указаны предварительные, они могут
измениться в связи с нестабильной экономической ситуацией, однако
оплата по указанной на сайте цене гарантирует место в группе
участников цикла.
Открыта предварительная запись!