- +-Ранний Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии[недоступно]
Влияет ли жизненный путь человека на содержание создаваемого им философского учения? Споры вокруг этого вопроса столь же стары, сколь и сама философия. Однако в каждую из эпох и в каждой из стран всегда существует такой ответ на него, который принимается большинством исследователей, превращаясь в «элементарную истину», в нечто самоочевидное, усваиваемое раз и навсегда еще на студенческой скамье. Историки философии всегда представляют собой ученую корпорацию, принадлежность к которой обеспечивается принятием некоторых «само собой разумеющихся» истин. Поскольку истины эти разумеются сами собой, они не разумеются никем из членов корпорации — в том смысле, что никто не подвергает их сомнению, не прибегает к критической рефлексии. Их безусловное принятие делает члена корпорации своим, неприятие — чужим. Попытка навязать корпорации изменение этих самоочевидностей извне силой вызывает глухое сопротивление, выражающееся в четком разделении знания экзотерического и эзотерического. Публично признается то, чего требует признать превосходящая сила, открыто противостоять которой нет возможности. Но «в своем кругу» члены корпорации продолжают придерживаться тех представлений, которые принимаются ими как единственно истинные. Больше того: они и действуют в соответствии с этими представлениями, которые не позволено отстаивать публично. Во времена, когда философия диалектического и исторического материализма была официальной и единственно допустимой государственной философией, историк философии вынужден был декларировать, что он признает влияние общественного бытия на общественное сознание и, в частности, влияние социального бытия философа на содержание его учения. Но после этого вынужденного признания учения мыслителей прошлого и настоящего исследовались так, будто никакого внешнего влияния на них просто не было. Во всяком случае, это влияние никак не могло иметь решающее значение.
// Сова Минервы над муравейником. (Очерки жизненной философии). Екатеринбур, Издательство Уральского университета, 2003. С.28-35
В настояще время публикация недоступна.- http://anthropology.ru/ru/texts/pepper/owl_2_1.html
- +-Учение К.Ясперса о шифрах трансценденции и проблема взаимосвязи мировых культур[недоступно]
В ряду гуманистов, выступавших за диалог мировых культур, за разоружение и мир за рост взаимопонимания на планете, особое место принадлежит Карлу Ясперсу (1883-1969). Советский читатель имел возможность получить определенное представление о его философии по монографиям и статьям, посвященным критическому анализу экзистенциализма. Поэтому мы остановимся подробно главным образом на той части его философско-мировоззренческой концепции, которая представляет собой совершенно своеобразное, специфическое для этого мыслителя обоснование идеи глобальной общечеловеческой культуры как синтеза ее национальных проявлений. Прежде, впрочем, нужно сказать несколько слов о структуре учения немецкого мыслителя в целом.
// Культура в диалоге Екатеринбург, изд-во УрГУ, 1992.
В настояще время публикация недоступна.- http://phil.usu.ru/library.htm?category=4&id=38