ENG
         

Бенно Хюбнер

Бенно Хюбнер (Benno Hubner, 1931-2016) - немецкий философ. Изучал юриспруденцию и философию во Фрайбургском университете. В 1962 г. докторскую диссертацию «Скука и бессмысленность сегодняшнего существования». Профессиональная деятельность Б. Хюбнера связана с Сарагосским университетом, где он был профессором философии до выхода на пенсию.

Публикации
  1. + Ночь бытия

    Мне не известно о том, чтобы Хайдеггер когда-либо объявил, что он потерпел неудачу в своем мышлении бытия. А именно, что Бытие, на пути к которому он по-мняще пребывал десятилетиями в надежде раскрыть его, отказало бы ему окончательно и, таким образом, путь к Бытию был бы закрыт также и для возможных последователей и продолжателей. Разве что в таком духе можно было бы интерпретировать опубликованное посмертно в 1976 году интервью Аугштайна и Вольфа с Хайдеггером, в котором он признал, что уже не Бытие, «издавна передаваемое, многозначное и затасканное теперь слово», а Бог снова должен был бы править вещами на этой земле, то есть спасать мир. И тем более поэтому некоторые высказывания Хайдеггера по отношению ко мне, прозвучавшие почти 50 лет назад и истолкованные мною как признание неудачи его медитаций Бытия, имеют историко-философское значение. В беседе, возможность которой мне, тогда 24-летнему докторанту, Хайдеггер предоставил в своем доме в Фрайбург-Церингине, речь шла о том, не следует ли бытие понимать как понятие. «Понятие, — возмутился Хайдеггер, — что Вы хотите им по-нять?Я думаю об этом уже 40 лет. Вы добрались до пункта, где Вы видите всего лишь в мрачном свете». В этот момент я вдруг со всей ясностью понял, что не пойду далее по намеченному пути, позволяющему бытию быть. Я покидал дом Хайдеггера с решением отложить мою почти готовую докторскую диссертацию, нуждавшуюся только в разъяснении Хайдеггера, которое и послужило поводом для беседы.

    http://www.literature.by/phil/journal_12.html
  2. + Произвольный этоc и принудительность эстетики

    Книга представляет собой критику априоризма в этике. По мнению автора, долженствование не предшествует хотению ни в случае отдельного человека, опосредованного и итерсубъективной сферой языка (Апель), ни вне человека (Хёсле) Сегодня этический дефицит компенсируется преимущественно эстетически: если истины уже не очаровывают, истиной становится очарование. Но тогда возникает вопрос, не основываются ли сам этос и этическое в эстетическом. Ведь этос и смысл могли контитуироваться лишь там, где людям с их мега-физической потребностью казалось разумным расходовать себя ради Другого. Существование Другого, этоса как 'обещания счастья' (la promesse du bonheur) было возможно лишь благодаря 'счастью обещания' (le bonheur de la promesse), т.е., благодаря эстетическому феномену.

    // Хюбнер Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Пер. с нем. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 152 с.

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000966/st000.shtml