ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Чичнева Е.А.

Войниканис (Чичнева) Елена АнатольевнаВойниканис (Чичнева) Елена Анатольевна (1970) - кандидат философских наук, доцент кафкдры истории зарубежной философии философского факльтета МГУ.

Закончила философский и юридический факультеты МГУ. Автор более 20 научных публикаций, посвященных философии и теории права, а также проблемам авторского и информационного права.. Область научных интересов: современная западная философия, актуальные проблемы философии права.

Публикации
  1. +Философия как проповедь (С. Кьеркегор)[недоступно]

    Главным понятием философии Кьеркегора является, несомненно, "единичный индивид" (Enkelte), а понятием, противостоящим ему, - "всеобщее". Необходимо иметь в виду, что "единичный индивид" представляет собой нечто совершенно особое, поскольку не имеет определения, не обладает никакими свойствами, кроме одного - быть индивидом, т.е. единственным, единичным. "Единичный индивид" Кьеркегора не является представителем рода, его нельзя причислить ни к какому сообществу, и хотя мы уже с полным правом можем сказать: "Каждый из нас, каждый человек - единичный индивид", это утверждение не объединяет нас всех, а, напротив, отделяет друг от друга непреодолимой пропастью. Существование исключительно в качестве "единичного индивида" с точки зрения обыденного сознания может быть охарактеризовано только негативно - как окончательный разрыв с родом человеческим, с социумом, как своеобразный "бунт одиночки" против общества или даже как "душевная болезнь". И такой "диагноз" не будет противоречить концепции Кьеркегора, поскольку одного само-осознания, одного стремления быть тем, что ты есть, недостаточно - само по себе индивидуальное существование либо сохраняет потенциальный смысл, т.е. может привести к вере (и это в лучшем случае), либо, если использовать терминологию Кьеркегора, становится "демоническим". "Единичный индивид", который интересует Кьеркегора, - это индивид, не просто поставленный выше всеобщего, но индивид, находящийся, так сказать, в абсолютном отношении к Абсолюту, получивший статус Абсолюта. Однако, как утверждает датский философ, вера не является чем-то непосредственным, даром свыше, к вере приходят, и все начинается с осознания себя в качестве индивида: "Одни лишь низшие натуры забывают о самих себе и становятся чем-то новым… Более глубокие натуры никогда не забывают о самих себе и никогда не становятся чем-то иным, чем они есть". Однако философия Кьеркегора - это не философия индивидуальности, как ее многие пытаются представить, и ее главной целью является не возвеличение индивида, а, как неоднократно подчеркивал сам Кьеркегор, - ответ на вопрос: что значит стать христианином? Понятия "единичный индивид", "повторение", "отчаянье", "страх" и многие другие не имеют самостоятельного смысла, и экзистенциализм Кьеркегора не может быть охарактеризован иначе, чем именно христианский экзистенциализм. В то же время то, каким образом датский философ пытается донести свои идеи до читателя, определяется его особым, нетрадиционным отношением к христианству и догматам христианского вероучения, а потому определить, что же все-таки преобладает в его мировоззрении - религиозность или экзистенциальная направленность, становится чрезвычайно сложно.

    // Источник: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2000. С. 62-73.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.kierkegaard.newmail.ru/biblio/Tchichneva.html