ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Стрельцова Г.Я.

Cтрельцова Галина Яковлевна - доктор философских наук, профессор кафедры Истории зарубежной философии МГУ. В 1968 году защитила кандидатская диссертацию потеме - «Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра». Автор трех монографий, более 60 публикаций. За книгу «Паскаль и европейская культура» (М., Республика, 1994) она получила Ломоносовскую премию. В трудах Cтрельцовой особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеческой духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравственного сознания, соотношения западной философии и русской культуры. В отдельную область исследований она выделила «метафизику сердца», идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими русскими мыслителями, как И. Киреевский, А. Хомяков, Ф. Достоевский, П. Юркевич, П. Флоренский, И. Ильин, Б. Вышеславцев, супруги Рерих, Л. Андреев и др

Публикации
  1. +Парадокс философии Сёрена Кьеркегора[недоступно]

    Есть особый философский гений - видеть парадоксы, мыслить парадоксами, жить в парадоксе. И как всякий гений - это редкостный, почти экзотический дар, которым владеют очень немногие даже из великих философов. Гениям рассудочной метафизики (например, Аристотелю, Декарту, Спинозе и др.) не нужен парадокс. Логическая сеть их "тотального видения" мира столь редка, что не улавливает "спартанского лисенка" живой действительности. Именно в силу грандиозности, всеохватности широты их систем из них выпадает все частное, однократное, экзистенциально-индивидуальное, все "человеческое, слишком человеческое", все мистически-загадочное и бесконечно-многозначное, которое не поддается ни "количественному исчислению", ни "качественной индексации", ни логическому упорядочиванию, ни "разоблачению разумом". Лишь тот, кого влечет эта экзистенциальная непостижимость жизни, непроницаемые бездны души человеческой, таинственная уникальность религиозной веры, прозревает парадоксы бытия и избирает парадокс как средство выражения. Не случайно к немногочисленной плеяде парадоксальных мыслителей принадлежит и Серен Кьеркегор, равно как и до него, скажем, Паскаль, а после него - Ницше, Лев Шестов, Бердяев. При всем различии их взглядов, исходных позиций и результатов философского творчества есть нечто фундаментально общее между ними - экзистенциальная ориентация их сознания, обращенного к иррациональным глубинам жизни. Итак, я думаю, есть онтологический исток парадоксов, заключенный в противоречивых и неожиданных переплетениях "скрытой канвы" бытия и, как их отражение, - гносеологические парадоксы, взрывающие безмятежно-рациональное сознание.

    // Источник: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 2000. С. 106-120.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.kierkegaard.newmail.ru/biblio/Streltsova.html
    http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/strelts_paradox.htm
    http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/strelts_paradox.htm