ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Патяева Е.Ю.

Патяева Екатерина Юрьевна - психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Переводчик. Занималась переводами работ западных психологов, в том числе книг К. Фопеля, К. Левина, З. Фрейда, Д. Стерна, Дж. Бьюджентала, В. Франкла.

Публикации
  1. + Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение

    отивация учения, как, впрочем, и любого человеческого действия, очень похожа на айсберг, большая часть которого всегда скрыта от нашего взгляда. Видимая часть айсберга мотивации — это всё то, чем взрослые (прежде всего учителя, родители и психологи-экспериментаторы) побуждают детей учиться: оценки, всевозможные награды и наказания, занимательные книжки и задания, призванные возбудить интерес ученика. А также процессы, определяющие успешность этого побуждения: динамика уровня притязаний, оценивание вероятности осуществления угрозы наказания, когнитивный диссонанс и так далее. «Подводная» же часть мотивационного айсберга — это само строение ситуации учения, в силу которого ученик выполняет указания и задания учителя, родителя или экспериментатора. В настоящей статье речь пойдёт о трёх типах ситуаций учения: ситуации заданного (вынужденного) учения, до сих пор преобладающего в школах, ситуации стихийного или естественного учения, свойственного дошкольникам и сохраняющегося в более старшем возрасте вне сферы систематического образования, и ситуации самоопределяемого учения, к которому некоторые приходят в студенческие и последующие годы, но которое принципиально могут освоить уже младшие школьники, что не только увеличивает эффективность учения, но и открывает существенно новые возможности для развития образования. Прежде чем обратиться к трём этим ситуациям учения, стоит рассмотреть, как в общем случае строится мотивация человеческого действия.

    // Опубликовано в книге: Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. С. 289-31

    http://motiv.smysl.ru/patyaeva.doc
    http://patyayeva.narod.ru/motiv.html
  2. + Практики саморазвития личности в изменяющемся мире

    Вводится понятие саморазвития личности и рассматриваются практики и задачи личностного саморазвития, возникшие в контексте философии, психотерапии, психологии и искусства. В частности, описываются восходящая к Сократу задача "заботы о самом себе", сформулированная Декартом задача "стать руководителем самого себя", выделенная З.Фрейдом задача осознания своих чувств и желаний, предложенная Дж.Бьюдженталем задача "настраивания на свой собственный внутренний голос" и поставленная Л.С.Выготским задача "выращивания в себе своей философии". В этом контексте уточняется грань между психотерапией в узком смысле слова, как ориентированной на исцеление человека, и психологическими практиками поддержки саморазвития личности, целью которых становится помощь человеку в самосозидании и выстраивании новых возможностей. Особым средством решения задач саморазвития выступает произведение искусства, изменяющее и своего автора, и своего читателя (зрителя, слушателя). Делается вывод о необходимости включения практик поддержки саморазвития личности в предмет психологии личности. Ключевые слова: личность, развитие личности, саморазвитие личности, личностный рост, психологическая практика, задача саморазвития, психология искусства

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n41/1141-patyaeva41.html