ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Андреева И.С.

Выхрыстюк-Андреева Искра Степановна

Андреева Искра Степановна (1925) - доктор философских наук, профессор, специалист по истории философии и культурологии; Работала в редакции журналов «Вестник истории мировой культуры», «Общественные науки за рубежом», «Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература», ежегоднике «Человек. Образ и сущность». Была автором предисловий, статей, аналитических обзоров и рефератов, занималась переводами западных философов, участвовала в издании более тридцати сборников, посвященных современным исследованиям по методологии историко-философского знания, античной и средневековой философии, философии Возрождения, немецкой классической философии, по философии истории, социологической культуры, этическим проблемам семьи и др.

Публикации
  1. +Реферат книги Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология (главы про Сартра и Бердяева)[недоступно]

    Статья «Проблема свободы в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева» (001) в первом варианте была опубликована автором как предисловие к книге Н.А. Бердяева «О назначении человека» (М.: Республика, 1993). В реферируемую здесь книгу П.П. Гайденко включила ее в переработанном виде в связи с исследованием проблемы бытия в XX в., ядром которой стала критика рационалистической трактовки человека, получившей наиболее последовательное выражение в философии Гегеля. Провозгласив идентичность человека и мышления, Гегель рассматривал чистое бытие как пустую абстракцию, как ничто, а индивида в его реальном существовании вообще выводил за скобки, превратив субъективность в абстрактный абсолютный принцип. С. Киркегор еще в середине прошлого века обратил внимание на этот серьезный изъян гегелевской философии. Гегелевское обоснование абсолютного субъекта, определяющего исторический ход абсолютной идеи, подчиняющей развитие мира, движение человеческой истории, судьбу самого человека, послужило теоретической базой ряда социальных утопий, попытки осуществить которые были предприняты в XX в. Вот почему критика гегелевской философии абсолютного субъекта, как и исключительно рационалистического понимания человека (что было свойственно всему XIX и части XX в.), начинается с прорыва к трансцендентному, к проблеме человеческого существования и бытия в целом как предпосылке понимания их содержания и смысла. С. Киркегор, философия которого стала достоянием философского сообщества только в XX в., актуализировал это стремление. Но не только он. Многие из тех, кто создавал философию существования, или экзистенциальную философию, питались идеями Ф.М. Достоевского, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://fege.narod.ru/librarium/de_gaidenko.htm