ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Воскресенский Б.А.

Воскресенский Борис Аркадьеви

Воскресенский Борис Аркадьевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, профес­сор кафедры клинической психологии Московс­кого городского психолого-педагогического уни­верситета, преподаватель Свято-Филаретовского института. Автор статей и докладов по клинической психиатрии и психотерапии,} научно-популярных работ по проблемам психи­ческого здоровья. Автор учебного пособия по об­щей психопатологии и статей по методике преподавания. Член редколлегии Независимого Психиатрического журнала

Область научных интересов - психические расстройства и религиозный опыт.

Публикации
  1. + Духовное, как социотерапевтический фактор

    В понимании психики я исхожу из христианской антропологии, из трихотомической концепции личности. В согласии с этим подходом, отталкиваясь от работ известного психиатра профессора Д.Е.Мелехова, психиатрические расстройства понимаются как искажение, нарушение душевных процессов (эмоции, воли, мышления и прочих). Сфера духовного при психических болезнях непосредственно не затрагивается и ее специальное рассмотрение не входит в компетенцию психиатра. Но именно она является определяющей, ведущей, главной в человеке и это побуждает исследовать проявления ее активности и в случаях болезни. Нами изучались душевнобольные — верующие, страдающие шизофренией. Нет возможности, да, наверное, и необходимости подробно ее описывать. Все знают это слово и почти всех оно пугает. Это действительно серьезное заболевание, которое проявляется самыми разными расстройствами, очень нередко нарушает отношения больного с окружающими, снижает работоспособность, инвалидизирует. Однако при нем, как иногда говорят, «многое нарушено, но ничто не разрушено». Разлаженную, «разъехавшуюся» психику (имею в виду, прежде всего душевные процессы) сравнивают с оркестром без дирижера — все музыканты на месте, а мелодии не получается.

    http://www.npar.ru/journal/2004/4/factor.htm
    http://www.pallcare.ru/ru/?p=1197041266
  2. + Некоторые психиатрически-психотерапевтические аспекты проблемы свободы воли

    Волевые расстройства рефлексируются слабо и поэтому к проблеме свободы непосредственного отношения не имеют. Обсуждаются псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма. Заимствованная у современного российского беллетриста В. Пелевина фраза: " …пока вы разрешаете их голосам звучать в своем уме…" расценивается как исчерпывающая - и для нормы, и для психической патологии - формула субъективных переживаний в сфере свободы воли. Ключевые слова: псевдогаллюцинации, синдром психического автоматизма, вторжение

    // НПАР Выпуск №3, 2014 г.

    http://npar.ru/wp-content/uploads/2015/09/2014-3.pdf
    http://npar.ru/vypusk-3-2014-g/#akt3
  3. + О некоторых аспектах религиозно-ориентированной психотерапии

    Религиозно-ориентированная психотерапия — это психотерапия, опирающаяся на духовное измерение человека. Для того чтобы разговор о ней оказался содержательным и корректным, следует обратиться к трихотомической концепции личности (Д.Е.Мелехов,1997, Б.А. Воскресенский 1990) [ Работа Д.Е.Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни» была написана раньше наших (Б.А.Воскресенский) публикаций на эту тему (Д.Е.Мелехов скончался в 1979 г.). Мы познакомились с ней еще в «самиздатовской» форме. Впервые она была опубликована в 1991 г.. ], т.е. представлению о человеке, как о носителе трёх взаимосвязанных начал — телесного (естественного), душевного (разумного) и духовного (в данном контексте — Божественного). Следует сразу же подчеркнуть, что врач может пользоваться ею, ни на миг не забывая о том, что духовная область — это сфера деятельности служителей Церкви, тогда как классические методы клинической психотерапии исходят в первую очередь не из духовного начала личности, а из особенностей клинической картины, своеобразия характера (М.Е.Бурно, 2006). Исследование психотерапевтического значения религии — это не утешительное миссионерство, не стремление «сделать из неё нечто, пригодное для лечения или сохранения здоровья» (В. Франкл). Врач может лишь констатировать влияние веры на жизнь больного человека, но ни в коем случае авторитарно не направлять его на этом пути.

    // Доклад на Двенадцатой научно-практической конференции «Консторумские чтения» 22 декабря 2006 г.

    http://npar.ru/journal/2007/4/voskr.htm
  4. + Страдание - некоторые психологические и психотерапевтические аспекты

    Но даже когда вера явно и не оказывает влияния на качество жизни, не повышает работоспособности и не улучшает социального функционирования, она имеет для больных психотерапевтическое значение, поскольку, как сказал В. Франкл, "дает человеку убежище и опору, которых он не нашел бы больше нигде; убежище и опору в трансцендентном и абсолютном". Итак, рефлексивность сознания, лежащая в основе переживания страдания, антиномична - и мучительна и созидательна. Но эти полюса "минус" и "плюс" не рядоположеные, не статичные, не застывшие Духовная деятельность самого человека может сместить эту пропорцию в сторону созидательную, творческую (в данном случае мы имеем ввиду "творение себя"), христианскую. Закончу замечательной, но чуть-чуть измененной для нашего контекста формулой, принадлежащей одному выдающемуся врачу-мыслителю "Процесс психологического развития правомерно определить, как христианский".

    // 4-я международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского

    http://www.mitras.ru/conf4/conf_voskresenskiy.htm