ENG
         
Публикации
  1. +Разум и экзистенция[недоступно]

    История как "познанное прошлое" человечества не есть, по К. Ясперсу, история как таковая, а лишь "писаная" история, т.е. лишь тот период существования человечества, который отмечен какими-либо письменными, графическими источниками. Или - шире -источниками, представляющими вообще проявления культуры. Уже в этом тезисе подразумевается разумность истории. А разумность предполагает и освоение индивидом как своего собственного бытия, так и бытия общественного. Общение людей на уровне разума, духа определяется философом как "целостность... мышления, деятельности, чувства" [1]. Эта целостность и создает духовно-психологическое единение людей, являясь базой их истинной коммуникации как подлинной, а не внешне принудительной, основой формирования некой их общности. Определение К. Ясперсом экзистенции как свободы - сущностная дефиниция главного понятия философии экзистенциализма. И в то же время свобода как экзистенция не есть не ограниченное ничем своеволие личности, а именно существование в обрамлении, в связанности разумом. Но не в том смысле, что разум, дух всецело определяет возможности бытийственного поведения экзистирующей личности. Скорее, напротив, экзистенциальное бытийствование последней так соотносится с воздействием на него (бытийствование) разумного начала, что повседневное поведение определяется рациональным началом ни в коей мере не в большей степени, чем началом экзистенциальным. Именно в этом смысле свобода, по К. Ясперсу, не есть "категорический императив", подчиняющий все поведение человека разумно-рациональным общественным требованиям на уровне "сознания вообще", а некий принцип, отличающий именно экзистенциальную личность, которому она не может по своим "самостным" установкам не следовать, а то и просто рабски подчиняться без оглядки "на мнения окружающих". Я свободен становиться каждый раз тем или иным, и это зависит только от моего собственного выбора. Я ответственен не перед кем-то, а только перед самим собой. И ответственен постольку, поскольку я выбрал, но я свободен от ответственности, поскольку я свободен в своем выборе.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.rl-online.ru/articles/3-04/474.html