-
+
-
Волюнтативная теория психики
В статье рассмотрены идеи феноменологической психопатологии К. Ясперса в связи с развитием современной психологии и психотерапии. Новаторство Ясперса состояло в доказательстве того, что психика - не инструмент в руках личности, а ее "бытие в собственном мире", т.е. "процесс становления, развития, развертывания" в экзистенциально значимых для нее ситуациях. Создав онтологическую модель психики, он показал, что телеологическое единство или разорванность потока событий психической жизни личности обусловлены состоянием и направленностью ее воли, в частности, волевыми актами подразумевания, без которых не может возникнуть даже элементарное представление. С этой точки зрения все психические аномалии навязаны личности либо ее собственными инстинктами и влечениями, либо какой-то другой волей, к примеру, "общей волей" социальной группы. Социум загоняет личность в болезнь или она сама совершает бегство от репрессивной реальности в шизоидное состояние сознания. Так, например, шизофреническое ускользание в расстройство может быть истолковано как результат специфического для человека ослабления воли, которая является чисто духовным ферментом психической жизни, ее априорной формой и основой для самоидентификации личности. Подавленность, угнетенность и плененность воли образуют благодатную почву для "психических нарушений", которые специфичны для человека и не могут проявиться у животного. Таким образом, Ясперс вскрыл "внутреннюю, изначально человеческую природу психических расстройств" и приблизился к разгадке тайны псюхе.
// Журнал "Вопросы философии"
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=890&Itemid=52
-
+
-
Интеллектуальные искания Карла Ясперса: от психопатологии к метафизике истории
Свою книгу «Общая психопатология» (1913) Карл Ясперс называл «основным делом жизни» в течение нескольких десятилетий. По мнению его руководителя в психиатрической клинике Ф. Ниссля, К.Ясперс в своей книге оставил далеко позади самого Крепелина. «Психиатры должны учиться думать», — говорил он коллегам, вызывая непонимание своим увлечением феноменологией Э.Гуссерля, которую сделал для себя «методом и мировоззрением» [1]. После публикации всеохватывающего труда по психопатологии в 1913 году он по состоянию здоровья отказался от работы в области практической медицины и «против воли» перешел на философский факультет Гейдельбергского университета, где начал читать лекции по психологии. В кругу философов-профессионалов К.Ясперса долгое время считали чужаком, хотя уже в «Общей психопатологии» и затем в «Психологии мировоззрений» (1919) он проявил себя в качестве философски мыслившего исследователя. Анализ философских оснований психопатологической концепции К.Ясперса позволяет уяснить логику его перехода к теоретизированию в области историософии.
- http://www.rl-online.ru/articles/3-04/471.html
-
+
-
К. Ясперс как психопатолог и философ: по материалам Международной конференции «Философия и психопатология — научное наследие Карла Ясперса» (Москва, 1-3 июня 2005 года)
1-3 июня 2005 года в Российском государственном социальном университете при участии Международной академии информатизации, Международной академии ноосферы (устойчивого развития), Фонда Карла Ясперса (Базель) и Высшей специальной школы Гейдельберга состоялась Международная конференция «Философия и психопатология — научное наследие Карла Ясперса». В работе конференции приняли участие ученые и преподаватели РГСУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РАГС при Президенте РФ, Московской государственной юридической академии, Российской медицинской академии последипломного образования, 14 специалистов из университетов Германии, Швейцарии и Австрии. Участников конференции приветствовали заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.Н. Бабурин и посланник ФРГ в России г-н Андреас фон Меттенхаим.
- http://www.rl-online.ru/articles/Rl04_05/379.html
-
+
-
Книга М.Хайдеггера «Бытие и время» (1927): современные интерпретации (2007) К 80-летию публикации
18 октября 2007 г. кафедра философии РГСУ провела «круглый стол», посвященный 80-летию публикации книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время». Открывая заседание, д.ф.н. проф. А.В. Водолагин призвал участников дискуссии сосредоточить внимание на тех аспектах творчества немецкого философа, которые обеспечили ему особый статус «тайного короля философии» ХХ столетия. Своеобразие хайдеггеровского мышления, ориентированного в духе позднего Ф.Шеллинга и С.Кьеркегора на прояснение и истолкование структур повседневного человеческого существования и в этом плане враждебного традиционной западной метафизике, об этом существовании «забывшей», в полной мере проявилось в его самой известной книге «Бытие и время».
- http://vodolagin-proff.narod.ru/esse/bitieivrema.htm
-
+
-
Тусклый свет экзистенции
В размежевании с западной онтологической традицией, нацеленном на «преодоление метафизики», самым серьезным испытанием для М.Хайдеггера стало столкновение с гегелевским панлогизмом. Он взялся всерьез за Гегеля довольно-таки поздно — в 1925 году, когда читал в университете Марбурга лекции об истории понятия времени и вел семинар по «Науке логики» для студентов старших курсов. Именно в этот период М.Хайдеггеру впервые открылись глубины гегелевской философии, и эти открытия принесли ему много радости. Вместе с тем он испытал недоумение, вызванное гегелевским утверждением о различии бытия и ничто. «Прежде всего, я совершенно не понимаю, в какой мере бытие и ничто — в гегелевском смысле — должны быть различны, — признавался он в письме К.Ясперсу 10 декабря 1925 года. — И очень хорошо понимаю то, что Гегель выдает за собственно парадокс, а именно, что бытие и ничто идентичны. Ведь Гегель определяет — примечательное начало! — бытие всецело негативно: неопределенное непосредственное»
- http://vodolagin-proff.narod.ru/esse/tusklyisvetekzistenzii.htm
- +-Философия и психопатология — научное наследие Карла Ясперса[недоступно]
Президент Фонда Карла Ясперса (Базель), профессор, доктор Райнер Вииль (университет Гейдельберга) выступил с докладом «Философские основания «Общей психопатологии» Карла Ясперса». Особое внимание было уделено анализу ясперсовской концепции соотношения философии и науки. В его ранних удивительно проницательных методических исследованиях психопатологически значительных феноменов (как, например, в его исследовании феномена ревности) он признает метод феноменологии научным, с целью обострения различия методов понимания и объяснения. Он видел в попытке Гуссерля сделать из философии «строгую науку» одну из самых больших ошибок, что касается определений отношения между философией и наукой. Ясперс не только выступил против сциентистских требований, но и принципиально отверг недружелюбное и критическое отношение к науке. Для него философия и наука вместе составляли необходимые элементы всего человеческого стремления к познанию истины.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.npar.ru/journal/2005/4/jaspers.php