ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Полонская И.Н.

Полонская Ирина Нисоновна - доктор философских наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и технологий Педагогического института Южного федерального университета

Публикации
  1. + Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа

    Происходящие в последние десятилетия изменения в сознании наших соотечественников и в политике государства по отношению к религии дали возможность непредвзято взглянуть на многие проблемы, прежде подлежавшие идеологически тенденциозному толкованию. К их числу, бесспорно, относится весь комплекс проблем, связанных с феноменом религиозного опыта. Будучи неотъемлемым и в конечном счете даже базисным элементом всякой культуры, религиозный опыт всегда давал мощный импульс философской и теологической рефлексии, и потому проблематика такого рода проходит через всю историю философии, начиная с древности, трансформируясь по мере исторических изменений, происходивших с общественным и индивидуальным сознанием. Отношение к религиозному опыту варьировалось с большой амплитудой, интерес же оставался неизменно острым. И только период господства в нашей стране идеологии государственного атеизма характеризовался яростно негативным отношением к самому феномену опыта подобного рода и вытекающим отсюда настойчивым стремлением дезавуировать его и вывести за рамки объективного научного и философского рассмотрения. Традиционное для русской философской мысли пристальное внимание к данностям религиозного опыта осталось достоянием интеллектуальной эмиграции, обогатившей культуру Запада. В настоящее время появилась возможность вернуться к адекватному исследованию феномена религиозного опыта, заполнить образовавшийся за прошедшие десятилетия пробел, используя исследовательские достижения зарубежных ученых и философов современности. Этим преимущественно и определяется актуальность обращения к данной теме. Несмотря на обилие зарубежных исследований, посвященных психологии религиозного опыта, проблеме его когнитивной достоверности, социальным формам выражения, лингвистическому анализу религиозного языка, пока осталась нереализованной возможность дать комплексное рассмотрение этого феномена в экзистенциальном аспекте, используя методы не только феноменологии религии, но и экзистенциальной феноменологии. Двадцатый век предоставил новые возможности изучения религиозности сквозь призму философской антропологии и экзистенциализма, что может способствовать более глубокому осмыслению природы человеческой реальности. Таким образом, обращение к проблематике религиозного опыта в теоретическом плане диктуется внутренними потребностями развития философских и религиоведческих дисциплин.

    // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону 2001

    http://mary1982.narod.ru/polon.doc
    http://jewish-phil.narod.ru/1.doc
  2. + Экзистенциальные установки как формы социальной экстериоризации религиозного опыта

    В статье анализируется динамика регулятивного воздействия религиозного опыта на социальную реальность через опосредующие нормативные механизмы религиозной традиции и формирующиеся на ее основе экзистенциальные установки по отношению к миру и обществу.

    http://jewish-r.narod.ru/006/iramon.doc
    http://rudocs.exdat.com/docs/index-469762.html