ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Дворецкая М.Я.

Дворецкая Марианна Ярославовна - доктор психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцина

Работала старшим научным сотрудником в отделении психосоциальной реабилитации инвалидов (ЦНИИПиП), медицинским психологом в психиатрической больнице, психологом детского психоневрологического санатория, педагогом-психологом, преподавателем колледжа, методистом института повышения педагогической квалификации, заведующим отделом профориентации и социальной адаптации ППМС-центра, ведущим специалистом отдела по профориентации Государственной службы занятости г. Санкт-Петербурга.

В 2003 году в РГПУ им. А.И. Герцена защитила кандидатскую диссертацию. Тема: «Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у представителей разных социальных групп» (специальность - 19.00.05. социальная психология).

В 2006 году защитила докторскую диссертацию на тему «Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья», (ПИ РАО, специальность - 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии).

Публикации
  1. +Загадка о человеке[недоступно]

    Из анализа философских и научных концепций, объясняющих психофизическую проблему соединения в человеке телесной и духовной (психической) субстанций, можно выделить несколько способов интерпретации этого загадочного явления. В философии они определяются как: монистический объективный идеализм; монистический субъективный идеализм; монистический материализм; дуализм; особняком стоит гилеморфическая концепция Аристотеля.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38293.php
  2. +Загадка о человеке[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38293.php
  3. +Концепция целостного человека в святоотеческой антропологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/dvorecky_konc_chel.php
  4. +Особенности психологической антропологии св. Григория Нисского[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/dvorecky_nisskiy.php
  5. +Психологическая антропология и психология (религиозно-критический взгляд)[недоступно]

    В ответ на процессы глобализации стала усиливаться психологизация сферы познания, но и психологическое знание оказалось бессильным в восстановлении целостности науки о человеке. Как метко заметил немецкий психолог Герман Эббингауз: «Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю». Долгое время она существовала, как наука о душе, затем предметом было провозглашено «сознание», и, наконец, «поведение», по поводу которого современная психология давно испытывает тревогу, как бы и его не потерять. Как уже говорилось в предыдущем разделе — существование психологии, можно условно разделить на два этапа. Первый — психологическая антропология как часть философии и второй — психология как самостоятельная научная дисциплина. Период развития психологической антропологии включал в себя изучение категории «души», как предмета познания.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38286.php
  6. +Святоотеческое понимание воли и ее функций в процессе жизненного самоопределения[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/dvorecky_volia.php
  7. +Смерть в учении святых отцов (Из книги «Интегративная антропология»)[недоступно]

    Эсхатология — учение о конечной судьбе каждого человека в отдельности и о конечной судьбе всего человеческого рода и мира вообще (св. Григорий Нисский). Человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Он сотворил мир, рассматривается в христианстве как венец творения. Превосходство человека над всем сущим объясняется его одновременной принадлежностью двум мирам — видимому, физическому и невидимому, духовному. Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как и мир природы (макрокосм). В Библии четко разграничены в человеке естественная (биологическая), сверхъестественная (теологическая) сферы. К первой относится человеческое тело, генеалогия которого выводится непосредственно из природного вещества («земной персти»), подчинена законам животного бытия. Ко второй относится «душа живая», несущая печать Божественного Духа, так как Сам Бог «вдунул в лице его (человека) дыхание жизни» (Быт. 2,7). Христианская антропология рассматривает человека, прежде всего, как явление духовного порядка, «загадочного пришельца», предназначенного к уходу в другой мир. Православная антропология носит ярко выраженный христологический характер, основываясь, прежде всего, на догмате искупления рода человеческого воплотившимся Богочеловеком Иисусом Христом. Христос своею крестною смертью снял с рода человеческого тяготевший над ним первородный грех.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38290.php
  8. +Тайна смерти. Отношение к вечности (Из книги «Интегративная антропология»)[недоступно]

    мерть — это явление, находящееся вне воли человека, мы понимаем, что смерть стоит всегда рядом с нами, но мы не знаем часа и не можем предотвратить его. Смерть вошла в мир через преступление воли Бога, разрушив целостность человеческого естества, и, в первую очередь, ослабив и исказив волю человека, превратив ее в самоволие, слабоволие и эгоизм или, на языке святых отцов, — «духовную гордость, дерзкое стремление твари к независимости от Бога, желание равенства с ним, самообожение и самообоготворение» (Тихомиров Е.). Так вот, этой-то больной воле и дается горькое лекарство — смерть, которое врачует ее своей непредсказуемостью и неизбежностью. Не по своей воле мы начинаем существовать, а, значит, и прекратить существование — не в наших силах. Один Творец знает время течения жизни, и здесь соревнование с Ним приобретает роковую окраску, мы или игнорируем смерть, вытесняем знание о ней на задворки нашего сознания, и это пассивный бунт, или бросаем вызов смерти в самоубийстве, и это активный бунт. Но всякий бунт — это следствие слабости и несовершенства, отказ от борьбы с самим собой и углубление пропасти между человеком и Богом. Божественным повелением мы обречены на бытие. У нас есть только выбор между одинаково бесконечными муками и блаженством. Нет ничего более вечного, чем человеческая личность — задуманная, возлюбленная, избранная Богом, пребывающая вовек, как и сотворившая ее воля Божия. Нежелание знать о смерти приводит к незнанию жизни и скотскому существованию. Попробуем задуматься и поискать ответ на вопрос: что есть смерть?

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38289.php
  9. +Учение о личности в русской религиозно-философской антропологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/dvorecky_russian_antrop.php