ENG
         

Вадим Маркович Розин

Вадим Маркович Розин Cпециалист в области методологии, культурологии, философии техники, психологии, педагогики, доктор философских наук, профессор.

Родился в Москве 28 июня 1937 г. Окончил Московский заочный педагогический институт (1963).

Кандидатская диссертация - «Логический анализ математических знаний» (1968),

Докторская диссертация - «Особенности формирования естественных, технических и гуманитарных наук» (в 1991 году).

Один из первых учеников Г.П.Щедровицкого, активный участник Московского методологического кружка периода 60-х годов, соруководитель (другие руководители - А.А.Пузырей и Л.М.Карнозова) двух действующих методологических семинаров.

Работает над проблемами: «происхождение и природа мышления, науки и искусства», «происхождение и природа человека и культуры», «методологические проблемы философии техники, инженерной деятельности, проектирования», «методологические проблемы психологии и философии образования», «природа эзотерического знания», «природа социального знания».

Автор более чем 200 работ

Публикации
  1. + «Феноменология и феноменологическая психотерапия. Претензии, концептуализация, реальный подход и работа».

    интересно, признают ли другие направления психологии и психотерапии претензии феноменологии на главенство в плане познавательных возможностей и эффективности? Думаю, то нет. Впрочем, посмотрим, может быть, действительно, феноменологи правы. Обсудим сначала основные положения их доктрины и методологии, которые четко заявляются многими авторами выпуска. Несколько упрощая дело (меня может оправдать лишь то, что этим занимаются все авторы), основные положения сводятся к следующим: назад к самим вещам; нужно, чтобы вещи сами себя показывали; это возможно, если наше познание будет беспредпосылочным, то есть необусловленным в теоретическом отношении; предметом феноменологической психологии являются опыт и непосредственные переживания феноменов.

    // Опубликовано в изд. LAP LAMBERT Academic Publishing в 2010 г.

    http://www.culturalnet.ru/main/getfile/1047
  2. +Еще раз о возможности православной, святоотеческой психологии[недоступно]

    Автор соглашается со многими тезисами выступления А.А. Гостева и выводом, которым последний заканчивает статью: "Если психология желает быть наукой, адекватной своему названию, ей следует не только признать богосозданный статус человеческой души, ее метафизическую связь с мирозданием, но и соотнестись с наличествующим духовно-нравственным и психологическим состоянием людей". Но опять, замечает автор, нам предлагают универсальную и единственно правильную трактовку человека, теперь христианскую, святоотеческую, как будто наша культура едина и нет разных культур и субкультур, разных типов социализации человека, разных типов людей и психик. В противоположность антропологическому подходу А.А. Гостева намечается другой, исходящий из идей переходности нашего времени, "жидкой социальности", множественности путей развития человека и типов современной личности.

    // "Психология. Журнал Высшей школы экономики" 2007 г.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://psy-journal.hse.ru/2007-4-4/26959411.html
  3. + Методологические соображения о путях преодоления кризиса в современной психологии

    реальное развитие психологии показывает, что только некоторые школы и направления в научной психологии (К.Левин, З.Фрейд, биховиористы) пытались описать психику в соответствии с идеалом естественной науки, остальные же и не пытались или не захотели это делать. Что же касается психологической практики, то, пожалуй, никому не удалось создать психопрактику по образцу инженерии, опирающейся на точную науку, и тем самым получить полную власть над человеком (на основе психологических знаний управлять им, вызывать нужные для психолога состояния психики и т.д.). Что реально может сделать психолог? Как ученый - объяснять некоторые проявления психической деятельности, например, какие-то особенности усвоения знаний в обучении, или ошибки оператора, или определенные выборы в способах действия. Как психопрактик он может как-то влиять на человека или группу (в чем-то помочь, что-то изменить в условиях или мотивации и т.д.). Мы не случайно употребляем выражения "в чем-то" и "что-то", - как правило, сегодня психолог может судить об эффективности своих усилий весьма приблизительно. Конечно, иногда психопрактик достигает впечатляющих результатов. И все же проблемы остаются. Обычный психотехнический опыт (например, психоанализ или психотерапия по Роджерсу) имеет тот недостаток, что никогда не ясен конечный результат, т.е. не ясно, что произойдет завтра и послезавтра, не вернутся ли симптомы заболевания, причем иногда с не меньшей силой. Кроме того, исследования показали, что эффект, достигаемый в данном случае, обычно навязывает пациенту определенный образ жизни, определенное отношение к жизни, т.е. тип бытия, способ существования.

    http://psylib.ukrweb.net/books/_rozin02.htm
  4. +Проблема профессиональной ответственности в практической психологии[недоступно]

    В статье с этических и методологических позиций обсуждается состояние и статус современной психотерапии. Делается акцент на проблеме, связанной с оценкой эффективности методов психотерапии. Обсуждаются потенциалы гуманитарного подхода

    // Вестник Томского государственного педагогического университета Год выпуска: 2007 Номер выпуска: 11

    В настояще время публикация недоступна.
    http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/rozin_v._m._53_64_11_74_2007.pdf
  5. +Психоаналитическая антропология (в сборнике)[недоступно]

    В статье обсуждаются причины современного интереса к антропологии. Утверждается, что антропологи-исследователи должны осмысливать используемые ими представления о человеке и реализовать метод "анализа распределенного целого". Он предполагает не только выделение сторон изучаемого целого, но и смену и переосмысление оснований описания этих сторон. Выдвигается предположение, что понять природу памяти можно в рамках авторского учения о личности и психических реальностей. Кратко излагаются основные положения этого учения. На основе анализа нескольких кейсов автор показывает, что запоминаются такие события, которые или необходимы для построения разных реальностей, или входят в сценарий жизни личности. Феномен памяти рассматривается в статье не только в естественной модальности, но и искусственно-естественной. Автор утверждает, что за счёт семиотических и психотехнических изобретений память не только приобрела новые возможности, но и в определённой мере освободилась от антропологических ограничений, например стало возможным запоминать и вспоминать события, не входящие в сценарий жизни. В заключении обсуждается такая тема. Ключевые слова: философская антропология, человек, память, личность, реальности, запоминание, забывание, психотехника, мир, сновидения

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iphras.ru/uplfile/root/biblio/phan/PhAn_RUS.pdf
  6. +Психологическая практика, культура, наука[недоступно]

    аучный этос психологии - проблема весьма актуальная, поскольку бурное развитие психологических практик и культуры не сопровождается столь же интенсивным обсуждением этических проблем и ответственности психолога. В результате эффект психологической помощи и многих других психотехнических усилий часто выглядит очень сомнительным, если не сказать негативным. Однако прежде чем сформулировать некоторые профессионально-этические положения, рассмотрим, что собой представляет сфера психологии.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/elib/Ph_sc11_17.html
  7. + Религия и психотерапия. Возможен ли кентавр?

    Традиция сопоставления психотерапии и религии имеет давнюю историю. Вероятно, одним из первых это сделал Юнг, указав на общность функций психотерапевта и священника. Рождение практики психологической помощи совпало по времени с массовым отходом людей Запада от Церкви; к тому же и религия, и психотерапия имеют дело с душой человека, помогают ему осмыслить свою жизнь и справиться с трудными ситуациями - все эти соображения лежат в основе представления о том, что психотерапия заместила собой религию, взяв на себя ее функции по отношению к неверующему человеку. Также почти с первых шагов своего развития в психологии начали предприниматься попытки заимствования религиозных методов работы - по преимуществу восточных (Шульц, Ассаджоли и др.).

    // Московский психотерапевтический журнал, №2, 1994

    http://psylib.ukrweb.net/books/_rozin01.htm
    http://upsihologa.com.ua/Religiya_i_psihoterapiya_psihologia.html
  8. +Смерть как феномен тревоги (культурно-антропологический и эзотерический аспекты)[недоступно]

    Сократ, принимая в конце своей жизни судьбоносное для себя и отчасти всей будущей европейской философии решение. Естественно, и меня она весьма интересовала, но непосредственным поводом еще раз задуматься о смерти явилось чтение замеча- тельных лекций М. Мамардашвили о М. Прусте. Автор трактует жизненную задачу Пруста (и свою собственную) эзотерически, как «задачу, которую древние называли»спасением«[1, с. 11]. Он прямо связывает»спасение«с тем, что великий Платон обозначал как возможность философу»блаженно закончить свои дни«, т.е. обрести бессмертие и божественное состояние души.»Следовательно, — пишет Мамардашви- ли, — когда я говорю про универсальную душу, то вы прекрасно понимаете, что это живое существо… Это — не в вас и не во мне, а между нами. В каком-то другом измерении… Там и есть топос или универсальная душа, о которой говорит Пруст.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/07/03/0000165138/015Rozin1.pdf
  9. +Смысл, свобода и обусловленность жизнедеятельности человека[недоступно]

    Одно из сильных переживаний, владеющих современным человеком, — тревожность и страх перед лицом настоящего и будущего. Почти всегда человек боялся смерти, войны, болезней, неудач. Но эти несчастья были, так сказать, неизбежны. Сегодня к ним добавились ожидания и ужасы терроризма, экономических кризисов, социальных неурядиц и беспредела, страх перед неясным будущим. И разве нормально, если в культуре в качестве уже привычных социальных персонажей выступают килеры, манипуляторы разных мастей, начиная от твоих близких, кончая политиками, люди с разными странными идеями, так что становится невозможным отличить умалишенного от нормального человека, шизофреника от святого? В истории нашей цивилизации были периоды (в древнем мире, в средние века, в XVII-XVIII вв., в ХХ столетии в России), когда, вступая в жизнь, человек заставал понятную ему картину действительности: мир и человек создан богами, Творцом всего, эволюционировали в природе и подчиняются ее законам, социальную жизнь направляет царь, государство, партия. Сегодня от картин и различных объяснений мира рябит в глазах, все живут по-разному и идут в разных направлениях. Кто спрашивается прав, каково будущее: янки, попирающие международные традиции и право, от состояния экономики которых оказываются зависимыми почти все на планете, старушка Европа, динамичные и жестокие религиозные фундаменталисты, возрождающиеся буквально на глазах христианство, ислам и буддизм, зеленые и антиглобалисты или, может быть, медленно поспешающие евроазиатские народы?

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.antropolog.ru/doc/persons/rozin/rozin7