-
+
-
Трансцендентальные основания феноменологии
Бытие и время Мартина Хайдеггера вышло в свет в начале 1927 года. Содержание работы недвусмысленно указывало на то, что здесь была предпринята новая феноменологическая попытка обоснования метафизики в качестве основополагающего исследования сущего в целом. Эта попытка осуществлялась не на пустом месте. Решение поставленных в фундаментальной онтологии задач требовало постоянного присутствия в поле зрения связи современных идей с западноевропейской философской традицией, идущей от древнегреческой философии через христианскую средневековую метафизику к философии Нового времени. Бытие и время было опубликовано в издаваемом Гуссерлем «Ежегоднике феноменологии и феноменологической философии» и посвящено самому Гуссерлю — основоположнику феноменологической философии и учителю Хайдеггера. Гуссерль в начале 1920-х гг., когда его спрашивали, что такое феноменология, отвечал: «Феноменология — это я и Хайдеггер». Тем удивительнее выглядит реакция Гуссерля на появление книги Хайдеггера: «Хайдеггер транспонирует или переносит конститутивно феноменологическое прояснение всех регионов сущего и универсального, тотального региона мира в антропологическое. Вся проблематика есть перенос, Ego соответствует Dasein etc. При этом все становится глубокомысленно неясным и философски теряет свою ценность». В этой точке ясно и отчетливо формулируется расхождение принципиальных метафизических позиций Гуссерля и Хайдеггера по отношению к идее феноменологического исследования, расхождение, которое просматривалось уже в ранних лекционных курсах Хайдеггера.
// Журнал» Топос № 1 (12), 2006» Переосмысление метафизики
- http://topos.ehu.lt/zine/2006/1/mukhutdinov.htm