ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Мандрикова Е.Ю.

Мандрикова Елена Юрьевна

Мандрикова Елена Юрьевна - кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии ВШЭ. Профессиональные интересы: Теория самодетерминации в организационном контексте; Позитивная психология в организационном контексте; Личностный потенциал; Личностный выбор; Временная перспектива личности.

Публикации
  1. + Альтернативы личностного выбора в процедуре его смысловой аргументации (в сборнике)

    С. Мадди описал так называемую "экзистенциальную дилемму", которая встает перед каждым человеком в его повседневных выборах: выбор неизменности (т.н. выбор прошлого, фактичности) или выбор неизвестности (т.н. выбор будущего, возможности). Согласно теории личности С. Мадди ( Maddi , 1998; Мадди, 2002), личностный смысл обретается и образуется в процессе личностных выборов человека. Эти выборы неравноценны с точки зрения задачи поиска смысла: выбор будущего расширяет такие возможности, а выбор прошлого ограничивает их. Поэтому мы поставили задачу определить, различается ли смысл этих альтернатив, проявляющийся в их обосновании, у людей, делающих тот или иной выбор.

    // Известия ТРТУ No 7. Тематический выпуск. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7%2851%29.pdf
  2. + Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки. Автореферат.

    Объектом исследования является личностный выбор, понимаемый какакт предпочтения одной альтернативы из ряда заданных извне или сконструированных субъектом выбора, не сводящийся к рациональному расчету; а предметом — виды личностного выбора, их психологические характеристики и индивидуально-психологические предпосылки. Цель исследования:Выделение видов личностного выбора но субъективным (основаниявыбора) и объективным (фактическая направленность выбора ) нараметрам и изучение индивидуально-психологических особенностей субъектов,демонстрирующих различные виды личностного выбора. выбора, выделить параметры для различения его видов. 2. На основе анализа литературы выделить индивидуальнопсихологические предпосылки, отражаюш,иеся на процессе ирезультате осуществления личностного выбора того или иного вида. 3. Разработать экологически валидную модель осуществления личностного выбора в условиях, приближенных к реальной жизни. 4. Сравнить индивидуально-психологические особенности субъектов,демонстрирующих различные виды личностного выбора. М.В. Ломоносова Москва, 2006 24 c.: 9 06-3/1518-9 9 06-3/1519-7

    // Мандрикова, Елена Юрьевна. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.01 / Моск. гос. ун-т им.

    http://institut.smysl.ru/article/mandrikova_avtoref.php
  3. + Возможности эмпирического исследования личностного потенциала

    Под личностным потенциалом (ЛП) мы понимаем интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» (Леонтьев, 2002). Эта проблема разрабатывалась под разными терминологическими обозначениями (сила Я, сила воли, саморегуляция, жизнестойкость и др.). При всей очевидной ее актуальности разработку проблемы затрудняет теоретическая непроработанность конструкта личностного потенциала и методологические трудности его операционализации. Так, налицо явная социальная желательность практически всех характеристик, которые могут быть отнесены к ЛП. Личностный потенциал связан не только с чертами характера, но и не в последнюю очередь с определёнными содержательными характеристиками личности (убеждениями, ценностями, смыслами), однако наличие у человека последних ещё не говорит об уровне ЛП: нет гарантии, что в ситуации, когда ценности окажутся под угрозой, он поведёт себя в соответствии с ними. В свете этого наиболее адекватной задаче диагностики ЛП выглядит методология экспериментального исследования. Однако эмпирическое исследование ЛП может опираться и на методы субъективного самоотчёта, при надлежащем учёте фактора социальной желательности.

    // // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 259-260.

    http://institut.smysl.ru/article/lp.php
  4. +Личностный потенциал. Структура и диагностика[недоступно]

    Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала - системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности. Авторский коллектив: А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а "Структура и диагностика личностного потенциала" Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д

    В настояще время публикация недоступна.
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400/readhtml
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400
  5. + Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора

    В настоящее время в области психологии, изучающей проблемы выбора и принятия решения, существует два крупных направления. К первому относятся классические теории рационального выбора, где критерии выбора лежат в успешности и оптимальности деятельности, а ко второму направлению примыкают экзистенциальные теории выбора, в которых критерии выбора полагаются внутри субъекта в качестве ценностей и смыслов. Одним из крупных представителей второй линии является американский психолог С. Мадди (Maddi, 1998), который описал так называемую «экзистенциальную дилемму», встающую перед каждым человеком в его повседневных выборах: выбирается либо неизменность, воспроизведение прошлого, статус-кво, чреватое чувством вины за упущенные возможности, либо неизвестность, новое будущее, несущее в себе риск и чреватое чувством тревоги непредсказуемого Согласно теории Мадди, разные люди по своему психологическому складу могут быть склонны к одному или другому выбору. Вместе с тем альтернативы не эквивалентны: выбор неизвестности расширяет возможности найти смысл, а выбор неизменности их ограничивает. С этими взглядами перекликается и типология жизненных миров как форм структурирования взаимоотношений с миром (Леонтьев, 2004). В данном случае нам представлялось важным на эмпирическом материале продемонстрировать релевантность этой дилеммы обыденным ситуациям и частично описать её феноменологию. Исследование проводилось на первом курсе вечернего отделения психологического факультета МГУ во время проведения общепсихологического ознакомительного практикума в трех аудитория

    // //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 37-42.

    http://institut.smysl.ru/article/model_personal_select.php
См.также
  1. Персональная страница на сайте ВШЭ