ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Логинова Н.А.

Логинова Наталья АнатольевнаЛогинова Наталья Анатольевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: история Петербургской психологической школы, теория индивидуального психического развития; личность как субъект жизненного пути.

В 2001 г. Кембриджский Биографический центр за научные достижения отметил Н.А.Логинову в номинации «Женщина года». В 2007 г. награждена премией факультета психологии СПбГУ им. Б.Г. Ананьева за научные публикации по истории отечественной психологии, Петербургской психологической школы, творчества Б.Г. Ананьева. В 2008 г. удостоена премии им. С.Л. Рубинштейна Российской академии науки за цикл научных исследований по истории и методологии отечественной психологии.

Публикации
  1. + Биографический метод в свете идей Б.Г. АНАНЬЕВА

    Каждый научный метод обладает своеобразными достоинствами, но вместе с тем и ограничениями. Методы не конкурируют, а дополняют друг друга. Такие содружественные, координационные отношения методов отражены в классификации Б.Г. Ананьева. Среди эмпирических методов, в одном ряду с хорошо развитыми и общепризнанными, такими, как экспериментальные, обсервационные, Б.Г. Ананьев поместил биографический метод, почти забытый в науке. Б.Г. Ананьев первым на современном этапе развития психологии уделил этому методу специальное внимание в связи с разработкой теории индивидуальности, и индивидуального психического развития, в связи с проектированием комплексных исследований человека. Благодаря ему биографический метод ныне, как нам видится, переживает второе рождение. Б.Г. Ананьев определял суть биографического метода, указывая на его специфический предмет - жизненный путь. "Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)"

    // Вопросы психологии : - 1986. - №5 сентябрь-октябрь 1986. - с. 104-113.

    http://www.voppsy.ru/issues/1986/865/865104.htm
  2. + Жизненный путь человека как проблема в психологии

    Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» [7; 104-105]. Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения. «Положение о том, что развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» [8; 38]. Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.- вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути. Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер

    // Вопросы психологии 1985

    http://www.socd.univ.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/LOGINOVA/index.htm
    http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851103.htm
  3. + Шарлотта Бюлер — представитель гуманистической психологии

    Психологическая наука в капиталистических странах отличается разнородностью направлений, одной из причин которой является отсутствие единой методологической основы. В качестве таковой в большинстве случаев выступают Позитивизм и прагматизм, а в послевоенный период также и экзистенциализм. Своеобразная переработка экзистенциалистского мировоззрения произошла в определенных кругах психологов ряда капиталистических стран, особенно США и ФРГ. Психологи-персонологи, тяготеющие к персонализму В. Штерна и «понимающей» психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, осознали себя как определенное течение на почве философии экзистенциализма. Как отмечает один из ведущих психологов этого направления А. Маслоу, экзистенциализм выступил интегратором многих персонологических теорий, возникших в психологии самостоятельно. Одно из вновь образовавшихся направлений — так называемая гуманистическая психология находится в самом близком родстве с экзистенциальной психологией (нередко две эти ветви психологической персонологии не различаются даже их представителями). В центре гуманистической и экзистенциальной психологии находится проблема индивидуальности человека, которая понимается как нечто духовное, первично заданное. Психологи экзистенциалистской ориентации концентрируют внимание на этических темах выбора и ответственности, устремленности человека в будущее, на явлениях аутентичности и творческих потенциалов личности [16]. В отличие от философского экзистенциализма и его прямых наследников в психологии гуманистические психологи имеют по-своему оптимистический взгляд на человека и его судьбу. Они верят в альтруизм и творческие силы человека, в возможность счастливой жизни, жизни со смыслом на путях самоактуализации. Основной исследовательский пафос гуманистической психологии состоит в том, чтобы изучать целостную личность, а не отдельные подструктуры, чтобы найти специфически человеческие формы жизнедеятельности и мотивы поведения. Гуманистические психологи высоко ценят методы, основанные на самонаблюдении, которые, по их мнению, дают возможность непосредственно проникнуть в субъективный мир индивидуальности. Они провозглашают изучение жизненного пути человека, т. е. биографический метод, основным в гуманистической психологии

    // Вопросы психологии 1980

    http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801154.htm