-
+
-
После Камю
"С философской точки зрения традиция атеизма и агностицизма несколько мелковата. Она имеет тенденцию затвердевать в подбитый гвоздями антиклерикализм или размягчаться в рационалистическую невозмутимость. В ней есть разброс между вполне обаятельным оптимизмом и довольно мелким ерничеством. Можно вспомнить спокойную иронию "Философского словаря" Вольтера, где царствие небесное... сравнивается с "легким пушком", каким обрамлен кокон шелкопряда, или [Дэвида] Юма, высмеивающего идею, что небеса достаточно велики, чтобы вместить миллионы душ. Многим неверующим кажется вполне очевидным, что религия - не спасение для нас, и поэтому на нее не стоит тратить аргументы. Для Стендаля, если судить по его беллетристике, все священники - лицемеры, и потому вся религия - ханжество и чепуха". Так начинается статья Джеймса Вуда "Жизненная немочь", опубликованная в одном из недавних номеров американского журнала "Нью рипаблик" и посвященная выдающемуся французскому писателю Альберу Камю. Джеймс Вуд - один из талантливых представителей молодого поколения американских критиков и эссеистов, и я с большим интересом слежу за его творчеством. Название статьи, "Жизненная немочь" - прямой намек на известную книгу датского религиозного философа Сёрена Киркегора "Смертельная немочь" о фундаментальных проблемах христианства. Вуд не объясняет, почему он выбрал именно Камю в качестве предмета своих размышлений, но достаточно взглянуть в календарь: 4 января исполнилось 40 лет со дня гибели писателя в автомобильной катастрофе.
- http://www.atheism.ru/old/OthAth6.html
- http://archive.svoboda.org/programs/AD/2000/AD.011800.asp