ENG
         

Ланкин Вадим Геннадьевич - доктор философских наук профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации, Томского политехнического университета

Публикации
  1. + Феноменальность смысла (aвтореферат диссертации / pdf)

    Актуальность предпринятого исследования в области феноменологии смысла обусловлена прежде всего дефицитом смысловой рефлексии, который ощущает современная мысль в условиях господства технико-рационалистической цивилизации. Современная ситуация в культуре характеризуется дисперсностью, мозаичностью, смысловой рассредоточенностью и сбивчивостью, хаотичностью, подталкивающими цивилизацию к утрате субъектной суверенности и идентичности. Одновременно это ситуация потенциальной востребованности глубинного рефлексивного диалога между различными смысловыми модальностями культуры. Это выдвигает перед философией особое задание рефлексивного прояснения культурной ситуации и адекватного концептуального включения в нее, заставляет искать аргументы обоснования многообразия типов смыс-лообразования в культуре и находить базис единства различных смысловых полей. Кризис современной цивилизации связан с ее рационалистическим технологизмом, препятствующем саморефлексии - обращенности сознания на себя в своей имманентности. Это кризис познания, в котором все смысловые отношения сведены к обладанию значениями. Это кризис разума, полагающего единственной смыслообразующую диспозицию предметности, с помощью которой субъект осваивает объективность. Это кризис противостояния человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия, отраженный в характерной гносеологической проблематизации философии и сказывающийся в характерных конфликтах современности - конфликтах экологических, политических, культурных. Сегодня общество остро ощущает, что человек не только "царь природы", но и элемент ее системного целого, что он не только суверен социальной экспансии, но и носитель общечеловеческого социального смысла, что он не может претендовать на культурный эгоцентризм как на единчтственный, трансцендентально заданный, смысловой ориентир. Опыт культуры вариантен в системно-смыслообразующем аспекте; он не только рационален, но и внерационален. Он не есть только опыт познания и технического освоения мира, а представляет собой универсальный бытийотвующего субъекта и его осознающей деятельности опыт системно-смыслового объединения элементов бытия в целостном событии осознания и культурного свершения. Одной из наиболее ярких манифестаций смыслового своеобразия внерационалыюи мысли может выступить мышление художественное. Но как раз это качественное своеобразие во многом нивелируется и искажается в той дискурсивной системе рациональности, которая сложилась в Новое время - в системе предметно нацеленного познания. Для его освоения и обоснования классическая тео рил познания как форма рефлексии разума должна быть развита в современную теорию сознания - теорию, раскрывающую многовариантность смысловых данностей в имманентном поле осознания, и соответственно, раскрывающую (разворачивающую) категориальную систему феноменальности смысла.

    // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Томск 2003

    http://sun.tsu.ru/mminfo/0185-08560/018508560.pdf