ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Тищенко П.Д.

Тищенко, Павел Дмитриевич (1947) -доктор философских наук, ведущий сотрудник Института философии РАН . Основные направления исследований: биоэтика (проблемы справедливости, этики геномных исследований, эвтаназии, трансплантологии), биовласть и биополитика, филос. постклассической науки.

Публикации
  1. +Moriar stando - умру стоя (Психология смерти и умирания)[недоступно]

    Учет данной экзистенциальной позиции позволит мне привести ряд доказательств в пользу того, что возможно, не впадая в противоречие с разумом, мыслить понятие рационального самоубийства. В определенной степени предложенный читателю текст является полемическим ответом моему коллеге Борису Юдину, высказавшему обоснованное суждение, что "оправданность этого термина (рациональное самоубийство. - П.Т.) к принятию суицидного решения и к целенаправленному его осуществлению представляется по меньшей мере сомнительной". Эти сомнения строятся на двух предпосылках. Во-первых, предполагается, что рациональная целеполагающая деятельность включает с необходимостью само-воспроизведение и само-сохранение целеполагающего субъекта. Поскольку самоубийство не сохраняет субъекта, но уничтожает его, то оно не может быть квалифицировано как рациональное. Второй аргумент таков - действие и намерение рациональны, если их основой является знание ситуации. Если человек действует не зная, то его действие инстинктивно, импульсивно или эффективно, но никак не рационально. Поскольку знание человеческих ситуаций априорно неполно, а суицид прерывает процесс его пополнения как за счет самопознания, так и в процессе обсуждения с другими, то самоубийство не рационально и в намерении, и в исполнении.

    // Журнал "Человек", М., 1993, No 2.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.aquarun.ru/psih/smert/smert17.html
    http://pagesofpain.com/suicide/psychology/death-and-dying/moriar-stando/
  2. + Биотехнологии инхенсмента: на пути к третьей утопии? (в сборнике)

    В статье рассматриваются аксиологические смыслы нетерапевтического использования биотехнологий для реализации немедицинских целей и ценностей. Обсуждается понятие биотехнологий, в основе которого лежит удвоенная форма наделения властью над телесностью человека: инструментально-технологическая и социотехнологическая. Говоря о биотехнологическом инхенсменте, мы должны иметь в виду также и инхенсмент самого субъекта инхенсмента, т. е. улучшение (усиление, расширение компетенций и т. д.) социальных, правовых и этических квалификаций самого предметно, биотехнологически действующего субъекта (а точнее, констелляции социальных субъектов). Подчеркивается особая роль имажинативных агглютинатов в биотехнологиях инхенсмента. Обсуждается роль идеологии биотехнологического прогресса в формировании новых разновидностей утопического сознания. Ключевые слова: технологии инхенсмента, счастье, имажинативные агглютинаты, биотехнологический прогресс, биотехнологическая утопия, сопротивление реальности, наркотики

    http://bioethics.ru/_Images/Catalog/486-1-33.pdf
  3. +Биоэтика и антропология (метафизика самоидентификации)[недоступно]

    Отказываясь от предложенной мне услуги, я говорю - "Я-сам". В рамках новоевропейской метафизики, до сих пор неколебимо господствующей и в медицинском теоретизировании и в биоэтике, выражение "Я-сам" предстаёт как некое тождество. Человек распознаёт присутствие своего или чужого "Я" только в актах само-детерминации или авто-номии. "Я" и есть "самость" и ничего, кроме самости в новоевропейский тип "яйности" не входит. В тех же аспектах, в которых человек обнаруживает своё существование в качестве детерминированного другим - будь то другой человек или другое в виде природных агентов, он рассматривает себя не как "Я" или "самость", но как "тело" (физиологическое, психологическое, социальное и т.д.). Тело и есть место встречи с другим. Основными формами пред-ставления тела в современной медицине являются анатомия и физиология. Клиническая психология, психоанализ, социология, экономика и право заняты научным описанием тех типов телесности человека, в пространстве которых он встречается с другим как другим индивидом или общностью.

    // Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант 04-03-00373а

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hdirussia.ru/359.htm
    http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/collections/Bioethics_notebooks_1/
  4. + Биоэтический анализ конвергентных технологий "улучшения" человека (в сборнике)

    Решающим условием успешного инновационного развития современных биомедицинских технологий является обе- спечение взаимодействия в этом процессе четырех основных стей- кхолдеров: науки, власти, бизнеса и общества. В ряде существенных аспектов эту задачу решают международные и национальные био- этические комитеты, которые способствуют такому взаимодей- ствию, обеспечивая взаимный перевод интересов и знаний стей- кхолдеров, проактивное выявление возможных конфликтов и создание этических и правовых ресурсов для их разрешения. Деятельность этических комитетов позволяет существенно допол- нить традиционные механизмы внедрения инноваций современны- ми социогуманитарными технологиями их заинтересованного об- щественного восприятия. Этот опыт может быть полезен и для на- шей страны, в которой существует серьезный разрыв между наукой и обществом, а заинтересованность и восприимчивость общества к научно-технологическим инновациям слабы. В статье проанали- зированы документы прошедшей в Страсбурге 4-5 мая 2015 года международной конференции "Эмерджентные технологии и пра- ва человека", которая была организована Комитетом по биоэтике Совета Европы (Committee on Bioethics, Council of Europe, DH-BIO). Ключевые слова: биоэтика, улучшение человека, конвергентные технологии, биоэтический комитет, инновации, биотехнологии

    // РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО БИОЭТИКЕ Выпуск 20

    http://bioethics.ru/_Images/Catalog/486-1-33.pdf
  5. +Доказательная медицина: опыт онтологической локализации[недоступно]

    В статье дан анализ концептуальных границ доказательной медицины (ДМ). Исходным теоретическим предположением выступила идея французского историка медицины Жоржа Кангельема относительно "онтологической локализации страдания" как условии врачебного действия. В качестве координат современной научной локализации используются феноменологически различенные понятия болезни (disease) и заболевания (illness). Сведение сложной реальности страдания к категории, объективно регистрируемой и манипулятивно купируемой, болезни представляет собой эвристически полезную редукцию (условие возможности ДМ). Вместе с тем, для эффективной помощи пациентам необходимо так же применять методы и подходы, учитывающие личностные характеристики конкретного заболевания конкретного человека. Любая универсальная норма должна использоваться уместно, своевременно и соразмерно сути дела. В этом смысл искусства, в том числе, искусства врачевания. Ключевые слова: доказательная медицина, нарративная медицина, болезнь, заболевание, онтологическая локализация страдания

    // НПАР Выпуск №3, 2014 г.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://npar.ru/vypusk-3-2014-g/#akt1
  6. + Смерть и самоидентификация

    Мыслить человека как смертного не значит отказывать ему в праве на особую, выделяющую из круга сущего причастность к мысли, труду или культуре. Речь идет о более принципиальном утверждении - человек мыслит, действует или общается в горизонте культуры лишь постольку, поскольку оказывается способным экзистировать из наличного состояния, выступать из потока жизни в некоторую область бытия, в которой он не есть, но лишь может быть. В этом особом онтологическом топосе человек присутствует как свое собственное бытие в возможности или как проект своего бытия. Подобного рода выступания вычленяет из неопределенности фактического присутствия его "самость" как некую интенсиональность-обращенность к бытию и адресат, открытый обращенности другого. Утверждая, что человек смертен, я собираюсь продемонстрировать что этот особый топос бытия, в который экзистирует человек из наличного состояния и сам акт экзистенции размечены, как вешками символами смерти. Человек прежде всего смертен и только в силу смертности - мыслящий в силу смертности - действующий в силу смертности - открытый к диалогу с другим(ми) в культуре. При этом я имею в виду оба плана человека и как отдельного индивида и как конкретной человеческой общности.

    // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995

    http://anthropology.ru/ru/text/tishchenko-pd/smert-i-samoidentifikaciya
  7. +Страх[недоступно]

    Что такое страх и в чем причины его возникновения? Чем здоровый страх отличается от разрушительного и даже опасного для жизни? Как бороться со страхом и что отличает страхи человека и животного? Являются ли агрессия, гнев, жестокость проявлениями страха?

    // НТВ/Гордон № 231↑ Дата выхода в эфир 19.03.2003

    В настояще время публикация недоступна.
    http://ralimurad.narod.ru/lib/gordon/strah/index.html
    http://gordon0030.narod.ru/archive/10996/index.html
    http://www.ntv.ru/gordon/archive/10996/