ENG
         

Кетова Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова. Область научных интересов - биоэтика.

Публикации
  1. +Жизнь и смерть в метафизическом и социальном пространстве[недоступно]

    В 20 веке продолжала развиваться тенденция вытеснения смерти из смыслового поля культуры. Об этом писал Э.Фромм, отмечая парадоксальность ситуации: с одной стороны, смерть вытесняется в бессознательное, с другой - культура 20 века имеет отчетливо выраженный некрофильский характер. На фоне углубления экологического кризиса процветает культ искусственного, технизированная среда продолжает терять гуманистический облик, развивается индустрия насилия. Ж..Бодрийяр, углубляя анализ современного культурного противостояния жизни и смерти, замечает, что мертвые как бы перестают существовать, выводятся за рамки символического оборота группы: "быть мертвым - значит демонстрировать неисправимо отклоняющееся поведение" (2, с.234). Э.Фромм и Ж.Бодрийяр связывают изгнание темы смерти из культурного оборота 20 века с развитием института накопления, контролируемого властью. Один из первых подобных актов власти - монополия жрецов на смерть. Мир живых отделяется от мира мертвых и начинается противостояние. Отступление смерти из культурного мира современного человека механизирует, омертвляет его жизненное пространство. Смерть превращается в десоциализированное небытие, и этому немало способствует разрушение ритуала, как моста, связывающего культуру и жизнь, миры живых и мертвых.

    // 2002 Теоретический журнал "Credo"

    В настояще время публикация недоступна.
    http://credonew.ru/content/view/304/54/
  2. +Проблема смерти и эвтаназии в христианской биоэтике[недоступно]

    Отношение к смерти в западно-европейской культуре прошло длительный путь эволюции - от понимания смерти как естественного продолжения жизни души в первобытной культуре до противопоставления жизни и смерти, вытеснению смерти из спектра ценностей в современной светской культуре. В христианской традиции смерть понимается как разделение души и тела и как откровение духовного мира. Христианская биоэтика утверждает богоподобие человека и рассматривает его тело как храм Бога. Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия, а как к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом. Христианская биоэтика отвергает активную эвтаназию как намеренное прерывание жизни, а добровольную активную эвтаназию расценивает как самоубийство. В западной светской биоэтике развивается дискуссия о возможности применения активной эвтаназии, причем количество ее сторонников возрастает. Одним из аргументов сторонников активной эвтаназии является избавление пациента от страдания. Этический смысл эвтаназии заключается в достижении блага пациента, а оно, в контексте рационалистической традиции, означает не только отсутствие физического и духовного страдания, но и достижение определенного стандарта качества жизни. Если жизнь не выдерживает требований стандарта, то она может быть прекращена либо по желанию самого пациента (добровольная активная эвтаназия), либо в случае устойчивой декортикации при соблюдении юридических процедур. Общество и государство берет на себя функцию, которую ранее выполняла семья - заботу об умирающем, и оно же берет на себя ответственность за проведение эвтаназии.

    // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.110-112

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/ketova/secular_26.html