ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Великовский С.И.

Великовский Самарий Израилевич (1931-1990) - российский литературовед, доктор филологических наук, член Союза Писателей. Основные работы посвящены французской литературе XIX в., французской поэзии, философско-литературным течениям XX в., прежде всего экзистенциализму. Книги: «Поэты французских революций. 1789-1848» (1963), «Грани "несчастного сознания"» (1979), «Одиссей. Исследования по социальной истории и истории культуры» (1989) и др.

Публикации
  1. +Грани "несчастного сознания". Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю[недоступно]

    Критический очерк о Камю подробно прослеживает творческое становление французского драматурга, прозаика и эссеиста середины XX века. Поиски писателя-мыслителя рассматриваются как одно из преломлений кризисной духовно-идеологической "разорванности", которая составляет "несчастье" мелкобуржуазного сознания, мечущегося между двумя лагерями. Идеологическая оценка этих умонастроений, существенных для зарубежной культуры нашего столетия, вытекает из тщательного анализа их социальных предпосылок, философско-эстетической логики и художественного воплощения.

    // Искусство, 1973

    В настояще время публикация недоступна.
    http://fb2-pdf.net/c4/b4831.html
  2. +Жан Поль Сартр о самом себе[недоступно]

    Жан Поль Сартр до сих пор для нас нечто вроде «знакомого незнакомца». Он частый гость в нашей стране, упоминания о нем мелькают не только в отчетах о литературно-философских дискуссиях, но и в репортажах собственных и тассовских корреспондентов о зарубежной политической жизни, его творчеству посвящен внушительный ряд статей на русском языке. Переведенные и поставленные на советской сцене пьесы «Лиззи Мак-Кей» и «Некрасов», наименее «сартровские» из сартровской драматургии, никак не позволяют человеку, имевшему случай прочесть или посмотреть только их, вполне понять, что же это за писатель и почему о нем так много говорится. А ведь следовало бы.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://scepsis.ru/library/id_1004.html
  3. + Моралистика «Удела человеческого» А.Камю

    Среди философских учений XX в. о человеческой личности стержневое для всех книг Альбера Камю (1913-1960) обсужде­ние ее судеб, природы, самоопределений в потоке сущего и истории выделяется своей преемственной верностью облику и складу французской моралистики, восходящей еще к Монтеню и Паскалю, располагающей себя где-то в пограничье умозрения как такового и писательства и отнюдь не угасшей во Франции по сей день.

    // Текст взят из книги: Буржуазная философская антропология ХХ века М., Наука, 1986 стр 72-83

    http://anthropology.rchgi.spb.ru/velikovsky.doc
    http://anthropology.rchgi.spb.ru/kamu/kamu_i2.htm
  4. + Проклятые вопросы Камю

    Франция XX ст. выдвинула очередное созвездие таких моралистов: Сент-Экзюпери, Мальро, Сартр… Среди первых в ряду этих громких имен должен быть по праву назван и Альбер Камю. Когда зимой 1960 г. он погиб в дорожной катастрофе, Сартр, с которым они сперва были близки, потом круто разошлись, в прощальной заметке о Камю так очертил его облик и место в духовной жизни на Западе: "Камю представлял в нашем веке - и в споре против текущей истории - сегодняшнего наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи. И тем не менее упрямством своих "нет" он - наперекор маккиавеллистам, наперекор золотому тельцу делячества - укреплял в ее сердце нравственные устои".

    // Предисловие к изданию прозы [Мн.: Нар. асвета, 1989]

    http://noblit.ru/node/1113
  5. +Сартр — литературный критик[недоступно]

    О ремесле и уделе литературных критиков, — разумея под ними, как это принято во Франции, и тех, кого у нас именуют литературоведами, — Жан Поль Сартр высказывался обычно без малейшего снисхождения, а то и попросту с издевкой: «Критики — это в большинстве случаев неудачники, которые однажды, подойдя к порогу отчаяния, нашли себе скромное тихое местечко кладбищенских сторожей. Один Бог ведает, так ли уж покойно на кладбищах, но в книгохранилищах ничуть не веселее. Кругом сплошь мертвецы: в жизни они только и делали, что писали, грехи всякого живущего с них давно смыты, да и жизни их известны по книгам, написанным о них другими мертвецами… Смущающие возмутители тишины исчезли, от них сохранились лишь гробики, расставленные по полкам вдоль стен, словно урны в колумбарии. Сам критик живет скверно, жена не воздает ему должного, сыновья неблагодарны, на исходе месяца сводить концы с концами трудно. Но у него всегда есть возможность удалиться в библиотеку, взять с полки и открыть книгу, источающую легкую затхлость погреба»

    В настояще время публикация недоступна.
    http://scepsis.ru/library/id_1007.html