ENG
         

Шредер, Ольга Борисовна - кандидат философских наук, Томск

Публикации
  1. + Культурфилософский анализ феномена эвтаназии

    Жизненный процесс с необходимостью включает в себя неизбежную, объективно зафиксированную и в то же время непостижимую ситуацию смерти. Смерть в истории культуры порождает такие свои явленности, как суицид (добровольный уход) и эвтаназию, так называемую "легкую смерть". Последняя, являющая в своей сути острую экзистенциальную проблему, затрагивает каждую личность. Несмотря на то, что сам термин "эвтаназия" был до последнего времени мало знаком широкой общественности, проблема эта считалась. исключительно медицинской и не выносилась за пределы означенного круга, мы со всей очевидностью должны признать, что эвтаназия возникла не вчера и не является изобретением XX века. оворя об эвтаназии сегодня, нужно выделить ряд аспектов, сама актуализация которых способствовала выходу вышеозначенной проблемы на авансцену современного общества и культуры: экзистенциальный аспект, тесно переплетающийся с предыдущим, связан с проблемой свободы человеческого выбора. Особенности существования в мире современных технологий затрагивают не только отношения "человек - машина", они затрагивают глубинные основы человеческого бытия. Все больше технологизируется не только жизнь человека, но и его смерть. В связи с развивающимися в современном обществе тенденциями все чаще и острее: встает вопрос, в праве ли человек выбирать, и есть ли у него такая свобода в глобальном экзистенциальном, метафизическом смысле? Может ли он; наряду с. жизнью так же легко и свободно распоряжаться своей смертью? Является ли "достойная смерть" естественным правом человека? Актуализация этого аспекта связана с утратой человеком его трансценден-ции; В связи с полной десакрализацией нашей цивилизации, иная форма бытия; перестает существовать для современного сознания, для него зачастую смерть - это переход в? небытие, в Ничто. Современного человека пугает не сам• факт смерти как перехода в иное состояние бытия, а полный распад, уничтожение, распыление, переход в небытие. Ведь даже ад и вечные муки порождают надежду, а в небытии перспективы нет, здесь "будет" принципиально исчезает. В связи с этим особое звучание приобретает проблема эвтаназии: если впереди ничто, то во имя чего я должен мучиться? Случаи применения в медицинской практике эвтаназии на Западе становятся если; не заурядным событием, то уже вполне привычным - и не вызывающим особого шока. Более того, имеет место легализация данного явления в ряде стран, хотя в других - все еще ведутся ожесточенные дискуссии и словесные баталии в судах. Однако ни принятие эвтаназии, ни бездумное и тотальное ее запрещение не может быть сколько-нибудь продуктивным без предварительного рассмотрения и анализа той далеко не очевидной сути данного акта, в связи с которой:обнаруживается его онтология и связаны все результаты и их многочисленные последствия. Возникает ситуация, когда явление, существующее в культуре, требует серьезного теоретического, культурфилософского осмысления, наряду с узконаправленными, а потому фрагментарными исследованиями медиков и юристов. Назрела актуальная необходимость вычленить эвтаназию из общего ряда медицинских смертей и суицидов, обозначить ее особенности и говорить как о совершенно отдельном самостоятельном явлении, имеющим место и право быть.

    // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томский государственный университет

    http://sun.tsu.ru/mminfo/0192-17660/019217660.pdf