-
+
-
Проблема ценностно-смыслового отношения учителя к педагогической профессии
Значимость труда учителя для социума ни у кого не вызывает сомнений. В мире, пожалуй, существуют две профессии, которые называют самыми главными для человечества: учитель и врач. Формирование личности и ее сохранение - гарантия полноценной жизни общества. А насколько учитель осознает важность своего труда? Велико ли значение этой профессии в жизни самого учителя? На какое место сам учитель ставит свою профессию среди других сфер жизни, таких как семья, досуг, здоровье, личная жизнь? Л.И. Анцыферова утверждает, что пристального внимания заслуживает изучение связи качества развития личности "в одной области социальной действительности (например, труде) с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т.п.)" (2001, с. 208). Далее автор отмечает наметившуюся тенденцию к односторонности в изучении личности: внимание уделяется изучению факторов и условий, но то, как "сама личность преломляет эту системную детерминацию через свой внутренний мир", исследуется недостаточно, что "приводит к игнорированию точки зрения самого субъекта, самой личности на окружающие события, на свое поведение" (2001, с. 208-209). На наш взгляд, проанализировать данную проблему в ее целостности позволяет концепция структурной иерархии смысложизненных ориентации человека. В ее контексте необходимо учитывать, что смысл жизни как психологический феномен не сводится к одной-единствен-ной идее, хотя бы и очень важной. Это психическое образование состоит из "больших" и "малых" смыслов, которые составляют динамическую иерархию. Кроме того, в зависимости от характера соотношения ведущих и подчиненных компонентов данной структуры, их взаимовлияния и взаимозависимости, можно говорить о разных типах структур смысла жизни: гармоничных и дисгармоничных. Мы полагаем, что ценностно-смысловое отношение к педагогической профессии является компонентом структурной иерархии смысла жизни, в качестве компонента влияет на всю структуру в целом и в свою очередь испытывает ее влияние.
- http://akme31.narod.ru/32.html