|
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) -
философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г.
Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой
матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем
(приором) и схоластиком, в 1078 - аббатом нормандского
монастыря Бек, куда привлекла его слава знаменитого
Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделался
епископом кентерберийским в Англии. Его считают первым
схоластиком. Несмотря на то, что исходной точкою для него
была Библия и учение бл. Августина, что он держался в
пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера
должна предшествовать познанию и сама по себе исключает
всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры
переходили к познанию. В этом заключается его главное
значение, как догматика. Так наз.
"онтологическое" доказательство бытия Божия из
понятая о Божестве, А. выводит в сочинении
"Proslogium" (обращение к своему духу), между
тем как в "Monologium" он выводит бытие Божие
из случайности конечного, а Троицу из простых оснований
разума. Оба эти сочинения, содержащие наиболее
существенную часть его учения, были изданы в новейшее
время Гаасом (в виде первого тома "Sancti Anselmi
opuscula selecta" Тюбинген, 1863 г.). Другие два
сочинения Ансельма - "De concordia praescientiae
etpredestinationis" и "Cur Deus homo"
изданы были Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком
языке (Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем,
что в первом он дает догматическое основание учению о
предопределении, а во втором-христологическому учению об
искуплении.
Ансельм Кентерберийский умер 21 апреля 1109 года. В этот
день празднуется католиками его память. Папа Климент XI в
1720 г. причислил его к ряду католических вероучителей.
|