ENG
         

Жак Маритен Jacques Maritain

Жак Маритен (фр. Jacques Maritain; 18 ноября 1882, Париж, Франция - 28 апреля 1973, Тулуза,Франция) - французский философ, теолог, основатель неотомизма. Своей задачей он видел интегрировать современную философию с идеями св. Фомы Аквинского. Преподавал во Франции и США. C 1948 по 1960 год занимал должность профессора в Принстонском университете.

В своих лекциях и многочисленных книгах Маритен защищает католичество от многообразного модернизма, считая необходимым интегрировать прогресс и традицию в рамках католической веры, что большинство современных социальных проблем должно решаться в христианском ключе. Многие работы Жака Маритена посвящены моральной и политической философии, эстетике и литературе.

Работы Маритена были переведены более чем на 20 языков мира. Их влияние на права человека можно видеть и в Декларации ООН 1948 года, и во многих национальных декларациях, например в Хартии Прав и Свобод Канады, французской конституции. Христианский гуманизм Маритена оказал значительное влияние на послания Папы Павла VI и мысль Иоанна Павла II.

Публикации
  1. + Краткий очерк о существовании и существующем (Сборник «Величие и нищета метафизики»)

    Я говорил (в предыдущем разделе второй главы книги, не включенной в данный сборник.- Прим. ред.) об экзистенциальном — практически-экзистенциальном — характере суждения совести, истинность которого измеряется верно ориентированным волевым динамизмом субъекта. Теперь дадим некоторые разъяснения, касающиеся отличительных моментов самого понятия «субъект» и того места, которое оно занимает в целостном видений философии томизма. В силу именно экзистенциализма (экзистенциалистского интеллектуализма) этой философии понятие «субъект» играет в ней важнейшую роль, и мы можем даже сказать, что субъекты занимают все пространство томистского универсума в том смысле, что для томизма существуют только субъекты с присущими им чертами, исходящим из них действием и теми отношениями, которые устанавливаются между ними; только индивидуальные субъекты осуществляют акт «существования». То, что мы называем «субъектом», Фома Аквинский называл suppositum. Сущность есть то, что представляет из себя вещь; основание есть то, что обладает сущностью, то, что осуществляет существование и действие,- actiones sunt suppositorum [1], то, что бытийствует. Здесь мы имеем дело с метафизическим понятием, доводящим до мигрени столько исследователей и озадачивающим всех, кто не понял подлинного — экзистенциального — основания томистской метафизики: понятия бытийствования

    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mariten/krat_och.php
    http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/Filosov_v_mire/page03.htm
  2. + Свободное существо и свободные вечные предначертания (из кн. «Краткий трактат о существовании и существующем»)

    Этот краткий трактат о существовании и существующем можно рассматривать как очерк экзистенциализма св. Фомы Аквинского. Здесь важно с самого начала исключить возможность путаницы. Экзистенциализм св. Фомы совершенно отличен от экзистенциалистских идей тех философий, которые нам предлагают сегодня; и если я говорю, что он является, на мой взгляд, единственным подлинным экзистенциализмом, то это не означает с моей стороны попытки омолодить томизм путем словесного ухищрения, за которое мне было бы совестно, и таким образом облачить Фому Аквинского в модный костюм, — впрочем, слово «костюм» служит здесь неким эвфемизмом. Я не являюсь неотомистом, взвесив все, я бы предпочел быть палеотомистом; надеюсь, что я томист. И вот уже более тридцати лет я констатирую, что трудно добиться от наших современников, чтобы они не смешивали изобретательность философов с аналогичной способностью художников высокой моды.

    http://korolev.msk.ru/books/TOR/doc/Sovremennaya_Neotomizm_Mariten_O_sushestvovanii_i_sushestvuyushem.txt