ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Полуяхтова Е.М.

Полуяхтова Елена Михайловна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии политехнического института (филиал) УрФУ в г. Каменске-Уральском

Публикации
  1. +Проблема экзистенциальной коммуникации в учении Карла Ясперса (pdf)[недоступно]

    Глубокая трансформация социальной реальности в современной России вызывает коренные изменения в коммуникативной сфере. До начала реформ универсальным посредником здесь выступало вездесущее и всепроникающее государство. Используя директивно определённое и обязательное к изучению мировоззрение, оно создавало унифицированную коммуникативную среду, которая присутствовала, как фон, даже при неформальном общении. Его участники, даже пытаясь дистанцироваться от государственной идеологии, вынуждены были выражать своё отношение к ней. Внегосударственная (неформальная) и антигосударственная (оппозиционная) коммуникация, таким образом, всё равно отталкивалась от комплекса государственно санкционированного комплекса мировоззренческих представлений. Становление рыночной экономики, при которой свыше 80 % предприятий находится в частной собственности, неизбежно породило гражданское общество, то есть сферу общения, не контролируемую государством. Отказ от единого и общеобязательного официального мировоззрения поставил каждого индивида перед необходимостью самостоятельно определять для себя жизненные приоритеты и искать новые основы для коммуникации. Проблема подлинной коммуникации, таким образом, стала в последнее десятилетие реальной в масштабах всего российского общества. В поисках социокультурных оснований, способных обеспечить коммуникацию на новой основе, современный россиянин обращается к языку повседневности, превращая его в официальный слэнг, заимствует иноязычные слова, русифицируя их, а также — в гораздо меньшей степени — использует коммуникативные традиции дореволюционной российской культуры. Все эти три компонента, причудливо перемешиваясь, формируют современную коммуникативную среду. Они навязываются индивиду через посредство образования, активно предлагаются ему средствами массовой информации. Стремясь утвердить собственные жизненные приоритеты, индивид воспринимает этот мультикультурный диктат как неподлинную (несобственную) коммуникацию и стремится противостоять унификации, устанавливая коммуникацию подлинную (собственную). Этот процесс, неизбежный в ситуации мировоззренческого плюрализма, приводит в современной России к формированию характерной исключительно для неё, специфической коммуникационной среды. Изучение последней философами, культурологами и лингвистами только начинается. Однако исследования, основанные на собственном, современном российском материале, могут и должны дополняться анализом того, что было сделано в данной области за рубежом. Так, поиски подлинной коммуникации, в которой одна уникальная экзистенция только и может раскрыться навстречу другой, реализовать все свои наиболее ценные, творческие возможности, глубоко проанализированы Карлом Ясперсом (1883-1969), который был не только одним из создателей немецкого экзистенциализма, но и классиком психологии и психиатрии XX века. Учение К. Ясперса о подлинной коммуникации было призвано противостоять, с одной стороны, диктату тоталитарной идеологии, а с другой — бездуховной и формальной коммуникации в обществе, где рыночные отношения оттесняют культуру на задний план. Подлинная коммуникация не усредняет людей, не уравнивает их, не лишает их личных свойств, а, наоборот, способствует их индивидуализации и духовному развитию. Суть такой коммуникации в том, что она требует от каждого человека глубокого понимания истоков человеческого бытия и обретения себя как личности.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург — 2004

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/291/3/urgu0212s.pdf