ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Рассказова Е.И.

Рассказова Елена Игоревна - клинический психолог, патопсихолог, психотерапевт, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук.. Область научных интересов патопсихолога: позитивная психология, психология здоровья и психосоматика, психология стресса, психология сна и инсомнии, психологические механизмы саморегуляции и ее нарушений. Автор более 40 научных публикаций

Публикации
  1. + Динамика смысла в процессе совладания с тревогой

    Роль экзистенциального подхода в психологии состоит в возможности взглянуть на привычные проблемы из другой "плоскости" - из "вертикального" измерения (В.Франкл, 1990), что позволяет подвергнуть сомнению сами принципы детерминации, лежащие в основе психологии (Д.А.Леонтьев, 2003). Так, он позволяет расширить наше понимание проблемы стресса в психологии. Рассмотрим привычную для психологии стресса цепочку: стрессор - оценка - переживание - копинги, поведение ( S . Folkman et al , 1979) с точки зрения "вертикального" измерения и попробуем построить на его основе соответствующую модель [1] . В экзистенциальной психологии нет понятий стресс и стрессор - "стрессором" может выступать при определенных условиях любое событие. М.К.Мамардашвили (1995) пишет в этом контексте о " впечатлении " - особом переживании любого события, которое указывает, где и в чем можно искать смысл.

    // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 176-179.

    http://institut.smysl.ru/article/rasskazova3.php
  2. + Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации

    Переживание психотравмы - одна из ключевых областей психологической реабилитации. Независимо от того, говорим ли мы о ПТСР или переживании актуального стресса, травматическая ситуация влияет на базисные убеждения человека, "проверяя" их на прочность, а в некоторых случаях - и полностью подрывая их (Р.Яноф-Бульман, М.Горовитц). Однако то, что является мишенью стрессоров, становится главным помощником психотерапевта в процессе реабилитации. Как гласит пословица: "отчего заболели, тем и лечитесь". Перед психологией стресса встает два вопроса: как мотивационно-смысловая сфера личности, ее диспозиции опосредствуют связь травматической ситуации и переживания и совладания со стрессом; какие ресурсы мотивационно-смысловой сферы личности можно использовать в процессе реабилитации. С целью ответа на первый вопрос создаются различные концепции факторов стресса: локус контроля (Дж.Роттер), оптимизм (М.Селигман), согласованность (А.Антоновский), базисные убеждения (Р.Яноф-Бульман) и т.п. Фокус внимания исследователей в русле позитивного подхода к стрессу направлен на то, какие личностные особенности приводят к успешному совладанию со стрессом. Соответственно, реабилитация предполагает выявление и развитие, изменение этих особенностей. Открытым при этом остается вопрос о том, является ли каждая из этих концепций достаточной. Почему выбран именно такой конструкт? Чем объясняется его структура?

    // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005, № 7

    http://www.institut.smysl.ru/article/rasskazova.php
  3. + Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации (в сборнике)

    Переживание психотравмы - одна из ключевых областей психологической реабилитации. Травматическая ситуация влияет на базисные убеждения человека, "проверяя" их на прочность, а в некоторых случаях - и полностью подрывая их (Р. Яноф - Бульман, М. Горовитц). Однако то, что является мишенью стрессоров, становится главным помощником психотерапевта в процессе реабилитации. Как гласит пословица: "от чего заболели, тем и лечитесь". Перед психологией стресса встает два вопроса: как мотивационно - смысловая сфера личности, ее диспозиции опосредствуют связь травматической ситуации и переживания и совладания со стрессом; какие ресурсы мотивационно - смысловой сферы личности можно использовать в процессе реабилитации

    // Известия ТРТУ No 7. Тематический выпуск. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7%2851%29.pdf
  4. + Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода

    Несмотря на большой интерес психологов и социологов к проблеме идентичности, на настоящий момент не достигнуто единого подхода к определению, структуре, механизмам формирования и особенностям функционирования идентичности. Обсуждаются возможности использования модели телесной идентичности, предложенной в рамках психологии телесности, для интерпретации других форм идентичности и объяснения самого механизма идентификации. В качестве универсального феноменологического переживания идентичности рассматривается ощущение управления / авторства и принадлежности. Ключевые слова: идентичность, механизмы формирования идентичности, нарушения идентичности, психология телесности

    // Психологические исследования

    http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/771-rasskazova26.html
  5. +Личностный потенциал. Структура и диагностика[недоступно]

    Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала - системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности. Авторский коллектив: А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а "Структура и диагностика личностного потенциала" Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д

    В настояще время публикация недоступна.
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400/readhtml
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400
  6. +Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии[недоступно]

    Работа посвящена разработке и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire), позволяющего диагностировать и сопоставить удов- летворенность и качество жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, актив- ности в свободное время и социальной сфере. На материале четырех исследова- ний взрослых работающих испытуемых и студентов различных специальностей (всего 440 человек) были показаны достаточные надежность-согласованность, ретестовая надежность и конвергентная валидность методики, а также соответствие факторной структуры методики теоретической модели. Качество жизни и удовлетворенность в различных сферах тесно связаны с оценками счастья и удовлетворенности жизнью, а также такими психологическими факторами субъективного благополучия, как жизнестойкость и оптимизм. Ключевые слова: Опросник качества жизни и удовлетворенности, диагностика качества жизни, психометрические показатели, удовлетворенность жизнью.

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 4. С. 3-33.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2013/04/12/1301913416/9-04.pdf
  7. + Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях

    Решение проблемы реабилитации личности в экстремальных условиях, создание программы реабилитации - задачи, решить которые невозможно без учета тех психологических факторов, которые влияют на переживание психотравмы и совладание со стрессовой ситуацией. Психология стресса, психология мотивации и смысла предложили множество разнообразных концепций и конструктов (локус контроля, оптимизм, согласованность, жизнестойкость, базисные убеждения и др.), призванных выступать в качестве ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями. С ними соседствует множество психотерапевтических техник и тренингов, направленных на их поддержание и развитие. Однако до сих пор нет четкого ответа на вопрос - насколько необходимы и достаточны эти модели, насколько применимы они к реальности? Другая сторона медали - множество интересных и точных психологических описаний поведения, психосоматических изменений и разных фаз и этапов переживаний в экстремальных ситуациях (например, M . Horowitz et al , 1989, Ю.А.Александровский и соавт., 1991, М.М.Решетников и соавт., 1989, 1990) при явной недостаточности теоретических моделей, раскрывающих стоящие за этими фазами психологические факторы. Цель данной работы - поиск единой модели психологических ресурсов в процессе реабилитации.

    // // Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. С. 100-103.

    http://institut.smysl.ru/article/rasskazova2.php