ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Абраменкова В.В.

Абраменкова Вера Васильевна (1949) - психолог, заведующая лабораторией «Социальная психология детства» Института психолого-педагогических проблем детства РАО, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук.


Публикации
  1. + Проблема отчуждения в психологии

    Социально-политические перемены в стране, открывающие возможность прямого обращения к запретным темам или к якобы несуществующим явлениям социалистической действительности, расширяют исследовательское поле психологии и позволяют отказаться от эзопова языка в науке. Реабилитация имен повлекла за собой реабилитацию научных понятий и терминов, квалифицировавшихся как буржуазные. Одно из таких понятий — отчуждение. Стало очевидно, что феномен отчуждения отнюдь не является прерогативой «западного образа жизни» на том основании, что К. Маркс, особенно в своих поздних трудах, использовал это понятие для характеристики отчужденного труда в классово-антагонистических обществах [1]. Первыми строгое табу на анализ различных аспектов отчуждения при социализме нарушили писатели-публицисты, юристы и социологи [6], [7], [13], в то время как для психологии по-прежнему остаются в ходу редакционные эвфемизмы. Предельно краткий экскурс в историю проблемы отчуждения показывает, что философский смысл понятия «отчуждение», вытекающий из гегелевского «отчужденного духа», у Маркса уже в его «Философско-экономических рукописях 1844 года» выступает прежде всего в общественно-экономическом аспекте как отчуждение продуктов человеческой деятельности и труда при капитализме. Однако, как известно, в понятие «отчуждение» включаются социально-политический, моральный, эстетический и некоторые другие аспекты. Линия изучения отчуждения в духовной жизни общества продолжена в экзистенциализме и связана с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и других. Экзистенциализму присуще изначальное противопоставление самобытия человеческой личности и чуждого ей современного общества. По мнению К. Ясперса, например, при анализе своих поступков человек должен исходить из одного критерия: сохраняет ли он в них свою самобытность, неповторимость, остается ли в них самим собой, не приносит ли на алтарь социальных норм свою индивидуальность.

    // : Вопросы психологии,1990, №1, с. 5

    http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901005.htm
  2. +Христианская антропология и современная психология[недоступно]

    В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 г. в гуманитарном корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась ежегодная Богословская конференция Свято-Тихоновского богословского института — «дочерней» структуры прославленного университета. В рамках этой конференции была объявлена секция «Христианская антропология и современная психология». Религиозная и научная парадигмы исследования человека встретились, чтобы обрести область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психотерапии. Необходимость подобного диалога давно осознается обеими сторонами.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107779517&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
    http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200102504