ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Прокофьев А.В.

Прокофьев Андрей Вячеславович (1972) - доктор философских наук, профессор кафедры этики, философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник сектора этики Института философии РАН. Сфера научных интересов: моральная теория, социальная этика, проблемы морализаторства, нравственной ответственности, социальной справедливости.

Публикации
  1. +Моральная ответственность в политике: взгляд через призму этики меньшего зла[недоступно]

    Один из способов обобщения нормативных основ этики чрезвычайных ситуаций связан с понятием "меньшее зло". Последнее представляет собой технический термин правового дискурса по проблемам необходимой самообороны и крайней необходимости, а также широко присутствует в живом моральном опыте. Этическая теория откликается на последний факт двояко: стремлением уточнить нормативную логику, стоящую за этим понятием, или жесткой критикой любых попыток представить зло (т. е. нарушение нравственного запрета) допустимым и оправданным. Чрезвычайно яркую и хорошо аргументированную критику понятия меньшего зла можно найти в абсолютистской этике ненасилия, столь же абсолютистской этике прав человека, а также в традиционной моральной теологии католицизма, опирающейся на доктрину двойного эффекта

    // Философский журнал. № 1 (6). М.: ИФ РАН, 2011.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Prokofiev/Moral_responsibility.pdf
  2. +Нравственность и свобода воли (Кант - Шопенгауэр - Фейербах)[недоступно]

    В моральной философии анализ категории "свобода" может вестись с различных точек зрения. Первая отталкивается от того, что предположение об отсутствиипрямогоиликосвенногопринуждения необходимо для первоначальной фиксации ситуаций морального выбора, то есть для описания тех моментов, когда выбирающий линию поведения индивид действительно руководствуется собственно моральными соображениями. Здесь понятие "свобода" оказывается тождественным независимости от давления конкретных внешних факторов. Так мы всегда можем сомневаться в том, действительно ли нравственной была мотивация человека, чьи действия формально совпадали с моральной нормой, однако ситуация их совершения включала в себя внешние силовые сдержки, угрозу общественного осуждения и т.д. С этим сомнением связано неоднократно встречавшееся в истории философской мысли моделирование ситуаций полной поведенческой независимости индивида. Именно такие мысленные эксперименты позволяют остро поставить вопрос о способности человека опираться на моральные ценности как на абсолютные.

    // Сборник: Этическая мысль: Ежегодник. - Вып. 1; Том: 1

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em1/10.pdf